Киев, город — герой… Дорогой ценой.

Стандартный

6 ноября 1943 года… Это дата для многих киевлян — «радость со слезами на глазах» … В том числе — для моей семьи. Три года вдали от дома и возвращение в Киев с первыми эшелонами, когда еще гремела война.  6 ноября 1943 года была освобождена столица Украины. 

6 ноября 2013 года…. Киев… Помню в эти дни в советской столице Украины были каникулы и предпраздничное настроение… Народ готовился два дня гулять и пить … Нынче день Октябрьской революции в вильной Украине не отмечается… Ноябрь стал рядовым рабочим месяцем… Два года назад было сделано исключение из правил… 6 ноября 2013 года в Киеве во многих учреждениях был объявлен выходным днем в честь 70-летия освобождения города от фашистских захватчиков…Правда, как мне сказали, с отработкой в пятницу.

Тогда, накануне праздничной даты, юбилея такого события, я общалась по скайпу  с киевскими друзьями, ожидая море эмоций от проведенного праздничного дня, но не обнаружила их… Для многих этот день прошел незаметно…Город был омыт осенними ливнями… Даже гроза была, рассказали мне… А в остальном, рутина…

Теперь уже семьдесять два года прошло после этого дня…Сколько поколений выросло после этих горячих событий, которые хранят в памяти уже немногие очевидцы…

Сегодня освобождение Киева занимает историков. В одной из передач на украинском телевидении историк Владислав Гриневич сказал, что этот день нужно помнить и чтить, но праздновать особенно нечего. Он заявил, что потери при освобождении Киева были настолько велики, что праздновать этот день с концертами и салютами просто нельзя. По его словам число погибших при освобождении Киева составило более 250 тысяч человек. А за освобождение Киева звание Героя СССР получили 2438 человек. Это составило 5-ю часть всех наград Героев СССР, которые были получены во время войны.

Вспоминается слова из песни:  «А значит,  нам нужна была одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…» Высокой ценой освобождения Киева стали многочисленные человеческие потери. Понимаю, что была в том большая символика — освободить самый крупный захваченный нацистами город — к седьмому ноября, красному в те времена дню календаря.

kiev6 28532_900 1944-ЦУМ-освобождение-Киева german-pow-kiev-street01

Это письмо было опубликовано в газете «Правда»,   9 ноября 1943

«Товарищу Сталину. На рассвете 6 ноября 1943 года войска 1-го Украинского фронта освободили от немецких оккупантов город Киев… Нашим метким и исключительно мощным артиллерийским огнем была сразу подавлена артиллерия противника, что дало возможность развить стремительное наступление нашей пехоты и танков. Немцы, боясь полного окружения их в городе Киеве, в панике бежали из города и не успели сжечь и взорвать город Киев, как это было сделано с Полтавой и другими городами Левобережной Украины. Но несколько значительных объектов противник все же успел взорвать и поджечь. Сгорели Киевский университет, Дом Обороны, городская публичная библиотека, электростанции, взорваны два цеха завода «Большевик», хлебозаводы, водопроводное хозяйство, все мосты, путепроводы и ряд больших жилых зданий.

Почти все театры города уцелели. Ранее сгорели: цирк, театр Красной Армии, театр юного зрителя и все кинотеатры, находившиеся в центральной части города. Немцы ограбили почти все дома в городе, из некоторых (здания ЦК КПб)У, Верховного Совета УССР) вывезены даже дверные ручки, вытащены подоконники, двери, оконные рамы и вырезаны мраморные плиты…

Немцы производили массовые расстрелы людей, укрывавшихся от угона. На Подвальной улице, в Михайловском и Фруктовом переулках нашли много трупов жителей, пытавшихся укрыться от немцев. Немцы их расстреливали и сжигали… Н. Хрущев. 1943 г. 8 ноября».

***

Годы идут… Праздники, будни… И я решила, что просто обязана расспросить свою маму о днях тех…. Человека, который может поделиться личными воспоминаниями о том времени…
Помните песню:
«22 июня ровно в четыре часа
Киев бомбили
Нам объявили
Что началась война».

22 июня ранним воскресным утром моя мама, совсем девочка, услышала эти первые раскаты, напоминающие грозовые, а уже в полдень было официально объявлено о начале войны… Дети еще в тот день гуляли во дворе, но веселье и задорные игры как-то ушли на второй план…
Что она помнит еще… Детская память сохраняет обрывки событий… В квартире был немецкий приемник «Телефункен»… И еще до того, как был отдан приказ сдать все приемники, о котором я только сейчас узнала от мамы, дедушка и бабушка слушали передачи. И вдруг, мама услышала заявление на ломаном русском языке, в котором говорилось, что немцы будут расправляться с комиссарами и жидами…. Мама помнит до сих пор изумление и ужас, который появился в душе от этих слов, она росла в обстановке далекой от антисемитизма… Но зерно сомнения в семье было посеяно. И бабушка решила собираться в дорогу.

175
Киевская фотография, сделанная в первые дни войны (26 июня 1941 года.) На ней моя мама Ира (справа), бабушка Лиза (Рухл-Лея) в центре и ее племянница Ольга.

Им повезло уехать с эвакуировавшимся кабельным заводом… Долгая дорога, неизвестность … Сперва Урал, затем Казахстан… Сегодня моя мама сожалеет о том, что перед отъездом не простилась со своими подружками детства, в том числе – двоюродной сестрой Любочкой Бомштейн…. Больше они не виделись…. Тринадцатилетняя Любочка, ее старшая сестра Вера двадцати трех лет с месячным сынишкой и их родители Зяма и Сима остались в Киеве… Навсегда…

176
На фотографии: моя мама (с косами), тети Соня и Лиза (в центре) и двоюродные сестры Вера (слева — в темном платье) и Люба (в клетчатом платье). Эта единственная сохранившаяся фотография, где Любочка и Верочка еще живы…

Маленькие цепкие детали,сохранившиемя в памяти … Во двор заехал грузовик, бабушка позвала маму… и самое яркое мамино воспоминание — о том, как крепкие руки старшего брата Бориса подхватили ее и она очутилась в кузове грузовика… Его она тоже больше никогда в жизни не видела…. Но это отдельная история…

А сейчас перенесемся в южный город Чимкент, в маленький глинобитный домик с плоской крышей, где одну из комнатушек снимала семья моей мамы…С трудом помещался стол. Импровизированными кроватями служили топчан и чемоданы…. Купалась мама и все дети в арыке…. Оттуда же брали воду для питья … Но, главное, над головой было безоблачное небо …

Но не было безоблачно на душе моей бабушки Лизы…. Извещение о том, что сын пропал без вести, лежало все время перед ней и сердце ее было в Киеве… В комнате висело радио. Огромная черная тарелка… И вся семья постоянно слушала последние сводки с фронтов… Они знали, что ведутся бои на киевском направлении.

6 ноября 1943 года моя мама вернулась со школы … Радио было включено и вдруг… она услышала незабываемый и ни с кем несравнимый голос Юрия Левитана: «Внимание, говорит Москва» … Это было первое сообщение об освобождении Киева… Что она почувствовал в ту минуту?… Словно тяжкий груз упал с плеч…В тот момент девочке не думалось, о том, как далеко еще до Победы… Нужно было срочно поделиться радостью…А вскоре пришли родители… дедушка молчал, бабушка плакала. У нее сразу возникла надежда, что вскоре она встретит Бориса….Возвращение в Киев стало бабушкиной главной целью…. Увидеть сына…

Семья Бомштейн покинула Киев 22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны…По дороге поезд бомбили не раз… А вернулись они в город одними из первых, 22 июня 1944 года… Больше месяца эшелон с теплушками пересекал Казахстан, Россию, Украину и возвращал эвакуированные заводы домой… В одной из теплушек нашлось место для семьи Бомштейн. Война откатывалась на запад…
В Киев приехали к вечеру… Поезд остановился на левом берегу… в районе Дарницы… тогда это было предместье города. И вновь бомбежка… раскаты грома, как в первый день войны… В тот день, помнится маме, бомбили в последний раз. Ночь все пассажиры переждали в вагонах… А утром по новому деревянному мосту, перекинувшемуся через Днепр, подъехавшие грузовики перевезли людей в сам Киев.

Они вернулись в родной город. Окончилась трехлетняя эпопея странствий … но и дома пока не было …. Киевские квартиры не ждали своих еврейских жильцов… нужно было найти хоть какую-то крышу над головой, затем пытаться отстоять свои права на оставленное жилье… и они отстояли.

Крещатик в руинах хорошо запомнился маме… Она, школьница, вместе с другими сверстниками расчищала руины в районе разрушенных домов…

kiev3 kiev2 (1) 134 5f6ab2b4ac259ea2cd89205b1ce

Помнит мама и день, когда вешали немецких пленных генералов… площадь Калинина была переполнена людьми …

70_main

А день Победы пришел в их семью уже в старой киевской квартире на Подоле, откуда они уехали в первый месяц войны…
Впереди была новая светлая жизнь… Мама была юна и полна надежд…
Только бабушка так и не встретила своего сына, который в июле 41-го остался на обороне Киева … Об этой семейной трагедии, и о том как спустя полвека мы узнали о судьбе маминого брата написано в статье «Встань рядом со мной,встань, мой сын…»,

А вот таким цветущим бескрайним городом  впервые увидела Киев моя четырнадцатилетняя дочь, родившаяся в Израиле. Ее бабушка в этом возрасте была далеко от родного дома…

DSCN4061 (Medium)

Киев, город — герой… Дорогой ценой.: 5 комментариев

  1. КАТЯ ТЕРЕХОВА

    Линочка-наш общий РЕСПЕКТ! Без слёз читать нельзя..СПАСИБО ЗА ЧУДЕСНОЕ ЭССЕ! Слава ВСЕМ ЗАЩИТНИКАМ И ОСВОБОДИТЕЛЯМ КИЕВА! И живым,и погибшим!

  2. Альмира

    Наплакалась и я…И еще потому,что СЛАВА БОГУ,МОГЛА МАМА ТЕБЕ ВСЕ ЭТО РАССКАЗАТЬ..БЛАГОДАРЯ ЕЙ И Я УЗНАЛА МНОГО ИЗ ИСТОРИИ И МОЕЙ СЕМЬИ..ЭТО ОЧЕНЬ ЦЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ..

  3. За пост благодарю. Киев — и мой родной город.
    Мама моя была слишком мала, чтобы помнить начало войны, отъезд и возвращение, а вот бабушка рассказывала о первых днях войны, о том, как бежали из Города под бомбами. Рассказывала, как вернулись домой в 43-м.
    А отец помнит, как немцев вешали. Ему было семь лет, он стоял на руинах на том месте, где позже в советское время был магазин часов.

Оставьте комментарий