Есть израильский сайт, посвященный памяти граждан, погибших во враждебных действиях, жертв межнационального террора.
И вот, друзья, на днях я узнала, кто №1 – на этом сайте. Интересная история, интересный человек, который считается первой жертвой арабского террора современного времени.
Правда, не так уж время и современно. Дело было в середине 19 веке. Фотографии человека этого нет… Но имя его известно, и история жизни тоже. А она необычайно увлекательна.
Итак, жил-был в Литве, в городе Кайданы Авраам Шломо Залман.
Родился он в семье раввина. Получил традиционное еврейское образование, женился. А в 1811 году, когда было молодому человеку – 25 отправился он с женой Хасей и тремя детьми в репатриацию…)) Если так можно сказать)). Понятное дело, министерство абсорбции тут с флажками и распростертыми объятиями его не ждало. И потому подумал, подумал раввин Авраам Шломо Залман и решил, что духовная пища важна, но все же первым делом надо бы профессию приобрести. И перед подъемом в Эрец Исраэль задержался в Стамбуле и обучился ювелирному делу, чтобы на новом месте мог прокормить семью.
Сперва отправился Авраам Шломо Залман в славный город Цфат, открыл там маленький ювелирный бизнес. Выучил арабский язык, подружился с местными жителями. Все чин чином, и Слава Богу! При этом он продолжал изучать Тору.
Но через два года, в 1813 году началась в Галилее вспышка холеры и многие семьи из Цфата бежали в Иерусалим. Шломо был первым ашкеназийским евреем той, будем считать, нулевой Алии. Ибо первая Алия случилась много позже. В самом конце 19 века.
Чтобы не отличаться от местных иерусалимских евреев восточного происхождения, члены семьи Авраама Шломо Залмана переоделись в традиционные сефардские одежды.
А дальше, пошло-поехало… Абсорбция называется, по-иерусалимски, начала 19 века. Но главное…Главное, что выбор был сделан. В Цфат семья не вернулась, пустила корни в вечной столице…Авраам Шломо Залман вновь открыл ювелирную лавку, и вновь его изделия пользовался спросом, в первую очередь у зажиточных иерусалимских арабов. Евреи в своем большинстве были очень бедны.
А еще важно отметить, что желание Шломо Залмана своим трудом зарабатывать на хлеб для своей семьи отличало его от многих лидеров старого ишува, предпочитавших сосредоточиться на изучении священных книг и жить на пожертвования еврейских филантропов из-за границы.
Времена были такие, что в ашкеназской синагоге не всегда набирался миньян – 10 человек. Все ашкеназы пока еще проживали в своих россиях, украинах, польшах, литвах, белоруссиях, румыниях. До первой Алии ого-го еще сколько времени. Но все же был небольшой приток. И это осложнило отношения между сефардскими и ашкеназскими евреями, которые периодически портились и доходили до конфликтных. Дело в том, что сефардские лидеры опасались, что европейские ашкеназы предпочтут жертвовать деньги своим собратьям в Иерусалиме, если тех станет достаточно много.
Надо сказать, что Шломо Залман умел регулировать эти конфликты…В дальнейшем он выполнял совместные поручения обеих общин в Европе. А в целях облегчения поездок получив прусское подданство. Цореф установил хорошие отношения с властями Иерусалима, в особенности в период, когда Палестина была завоёвана египетским правителем Мухаммедом Али.
Например, интересный момент, о котором я прочитала: представитель новой власти в Иерусалиме Ибрагим-паша опасался быть отравленным и не употреблял пищу, приготовленную поварами-мусульманами. Вместо этого ему поочерёдно готовили еду в одном из домов сефардских старейшин и в доме Шломо Залмана Цорефа. Зато, по просьбе Цорефа Ибрагим-паша однажды отправил войска на защиту евреев Хеврона, когда им угрожали местные арабы.
И вот появилась ашкеназская община и возникла необходимость в ашкеназской синагоге. К этому времени первая ашкеназская синагога, основанная Иеудой Хасидом была сожжена арабами, это известная теперь синагога «Хурва» (то есть руина). Шломо Залман Цореф добился права на землю, где находилась синагога и права на ее восстановление. Арабам которые на этом месте поставили торговые лавки было предложено убрать их за денежную компенсацию.
И пошли воскресники за воскресниками…)) Не субботники же, верно? По призыву Цорефа вся еврейская община Иерусалима приняла участие в расчистке руин на месте синагоги. А средства для строительства он получил от Мозеса Монтефиоре, известного филантропа. Итак. Год 1830. Начинается постройка новой синагоги, и имя ей «Менахем Сион»
Шлома Залман поднялся до высоких постов, имея прусское гражданство, он стал заместителем консула Пруссии в Иерусалиме. А свое влияние использовал исключительно для укрепления еврейской общины. Он пытался поднимать сельское хозяйство в ишуве. А когда случилось разрушительное землетрясение в Цфате, он собрал добровольцев и отправился в дальнюю дорогу помогать жителям города в трудную минуту.
Шломо Залман старался поддерживать добрые отношения и с арабами Иерусалима. Но чем больше возвращалось евреев в город, а они возвращались на свою историческую родину, тем тяжелее это было делать. На его жизнь, как одного из лидеров общины дважды совершались покушения.
Первая попытка не удалась… Но удалась вторая, спустя год. Цореф шел по улице на утреннюю молитву и, получил удар саблей по затылку. Несколько месяцев он пролежал в коме, и пришел в сознание лишь перед смертью, успев попрощаться с родными. Он умер 16 сентября 1851 года. Восстановление синагоги «Хурва» было закончено через 14 лет после его гибели.
Мой очерк о синагоге Хурва можно почитать здесь:
СИНАГОГА «ХУРВА» БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ РАЗРУШЕНА.
Шломо Залмана Цорефа похоронили на Масличной горе в Иерусалиме.
Когда после войны за Независимость кладбище оказалось на территории Иордании, надгробие на его могиле было уничтожено.
Восстановлено только после Шестидневной войны, когда Иерусалим был отвоеван.
На плите мемориала на горе Герцля есть его имя. А сам Шломо Залман Цореф считается первой жертвой арабского террора, как я и написала он первый на израильском сайте, где упоминаются все погибшие. До сегодняшнего дня.
Кстати, дети его, взявшие фамилию Саломон (а до этого фамилии у них просто не было) сделали тоже немало. Старший сын, Мордехай Цореф-Саломон стал одним из основателей сельского хозяйства и промышленности в еврейском ишуве. А Йоэль Моше Саломон был одним из основателей Петах-Тиквы и новых еврейских кварталов Иерусалима. Его фотография сохранилась.
А мне просто хотелось, чтобы мои читатели знали. Был такой человек…Шломо Залман Цореф. Раввин, лидер ашкеназского ишува в Палестине. Инициатор восстановления синагоги «Хурва» в Иерусалиме.
Более, чем полтора века прошло. Но ведь был. И сделал много для будущих жителей Эрец Исраэль.
И оставил потомков своих…
И свои работы, которым более 170 лет…И они сохранились
Светлая Память.
Какой ЧЕЛОВЕК!ПРОСТО УДИВИТЕЛЬНЫЙ )) СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ШЛОМО ЗАЛМАНУ Спасибо Линочка Истоия НАША!🇮🇱