Ноябрь 1938. «Хрустальная ночь» семьи Бар

Стандартный

9 ноября 1938. «Хрустальная ночь». Сколько бы ни прошло лет, фотографии тех дней кричат и сегодня.

Нет описания фото.

Более 1000 синагог были сожжены, и более 7 000 принадлежавших евреям зданий и магазинов были разрушены, повреждены и разграблены.
Надругательству подверглись еврейские кладбища, 90 ( по разным оценкам эта цифра очень занижена) человек убиты, сотни ранены и покалечены, 680 евреев покончили жизнь самоубийством. Порядка тридцати тысяч человек были отправлены в концентрационные лагеря, несколько сот из них погибло в дороге в результате зверских издевательств эсэсовцев.

Германия, родина Гетте и Гейне, расправлялась со своими евреями… Взгляните на фотографии, обратите внимание на эту. На этих мужчин в аккуратных плащах, только недавно бывших уважаемыми врачами, адвокатами, бизнесменами, и в одно мгновенье ставшими изгоями в своей стране.

Возможно, это изображение стоит

Поправлю себя, в стране, которую они считали своей…

Возможно, это черно-белое изображение (один или несколько человек, люди стоят и улица)

Справедливости ради нужно сказать, что 9 ноября 2006 года в центре Мюнхена открылась синагога — через 68 лет после того, как предыдущая была разрушена в «Хрустальную ночь». Синагога носит имя своей предшественницы – «Шатер Яакова».

Возможно, это изображение на открытом воздухе

Я не осуждаю выбор ни одного человека, где жить ему сегодня. В Германии живет, к примеру, мамин двоюродный брат, выросший без отца, которого после взятия немцами Киева выдали свои же однополчане. И он был расстрелян. Я бы в Германии жить не смогла…

Нет описания фото.

Помнить…Все нужно помнить.

И это письмо тоже…И судьбу эту человеческую. Жозефине Бар было 56 лет. Она мечтала еще раз увидеть своих детей, мечтала подержать на руках внуков. Но не смогла пережить «Хрустальную ночь» и покончила жизнь самоубийством.

יוזפינה בר בבאסום, גרמניה, שנות השלושים

Это случилось не в Берлине, а в небольшом городке Нижней Саксонии, где веками жила ее семья.

בית משפחת בר בבאסום, גרמניה, שנות השלושים

Где выросли ее дети — погодки, с немецкими, кстати, именами. Сына звали Курт, а дочь Ильза.

קורט ואילזה בר בבאסום, גרמניה, שנות העשרים

קורט ואילזה בר בבאסום, גרמניה, שנות העשרים

Супруги Леопольд и Жозефина Бар жили в Бассуме в Нижней Саксонии.

יוזפינה בר (במרכז), גרמניה, שנות השלושים

Леопольд занимался торговлей. А в молодые годы служил в немецкой армии. Леопольд был награжден орденом Железного Креста за участие в Первой мировой войне и очень этим гордился. Он на фотографии справа.

ליאופולד בר (מימין) במדי הצבא הגרמני במלחמת העולם הראשונה

В 1933 году в Бассуме проживало порядка 30 евреев. В 1935 году двадцатичетырехлетняя Ильза поняла, что ее будущее не в Германии. Под влиянием своего брата Курта она  присоединилась к сионистскому движению, переехала в организованный кибуц Вестербек в Оснабрюке. В августе 1936 года Ильза вернулась домой, чтобы попрощаться с родителями перед отъездом в Палестину.  Курт также уехал в Эрец Исраэль. Тут бы взять родителям и подумать, а зачем им оставаться одним в Германии…Но привычки, быт, бизнес…Не так просто было решиться все начинать сначала. И сделали это немногие евреи в Германии… А потом было поздно.

В 1937 году Ильза вышла замуж за Ганса-Йозефа, уроженца немецкого города Золинген, иммигрировавшего за год до нее. Супруги поселились в Пардес-Хана и оттуда переехали в Кфар Варбург,  зарабатывая на жизнь сельским хозяйством.

אילזה בר בבאסום, גרמניה, שנות השלושים

А родители остались в Германиии. В документе 1937 года упоминается имя Леопольда Бара, как главы еврейской общины Бассум. Впрочем, в ноябре 1938 года в городе осталось только шесть евреев.

Во время погрома «Хрустальной ночи» в домах нескольких оставшихся евреев были разбиты окна и разломаны двери. Жители бросали камни и наносили ущерб еврейским квартирам. Эсесовцы  водили по городу в виде издевательства двух еврейских женщин и распевали антисемитские песни. Леопольд Бар и двое других евреев были арестованы в ту ночь и отправлены из Ганноверской тюрьмы в Бухенвальд. Леопольду было тогда 65 лет.  Жозефина, которая осталась одна, не могла стерпеть унижение и ненависть, которую чувствовала со всех сторон. Арест мужа, издевательства над людьми, грабежи, которые произошли в городе, это было выше ее душевных сил и она покончила жизнь самоубийством 11 ноября 1938 года в возрасте 56 лет.

 יוזפינה רוברג (לימים בר) בנעוריה, גרמניה, 1900 בערך

До этого написала сыну и дочери письмо и отправила в Эрец Исраэль. Пардес — Хана. Палестина…

מעטפת המכתב האחרון של יוזפינה בר, מכתב שנשלח מבאסום שבגרמניה ב-11 בנובמבר 1938

«Дорогие дети, не плачьте. Так было решено сверху. Мои последние мысли о вас и о моем любимом муже…»

Через несколько недель после ареста Леопольд был освобожден из Бухенвальда и вернулся в Бассум. Перепись населения от 17 мая 1939 года включала трех евреев. Одним из них был Леопольд. В октябре Леопольд был переведен в Бремен, а в ноябре 1941 года отправлен из Бремена в Минск, где был убит.

В 1999 году Рут Лешем, дочь Ильзы, передала последнее письмо бабушки в архив «Яд ваШем» в память о бабушке Жозефине и  дедушке Леопольде.

בני הזוג ליאופולד ויוזפינה בר בבאסום, גרמניה, לפני המלחמה.

И нам остается помнить…И точно знать, что такое более повториться не может.

Светлая Память!

Ноябрь 1938. «Хрустальная ночь» семьи Бар: 2 комментария

  1. Katya Terehova

    Скорбная Светлая память! Без слёз читать нельзя.. Спасибо Линочка за память..Это память на века для всех поколений!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s