4 октября 2003 год помнят многие жители Хайфы. И никогда не забудут родные и близкие тех, кто оказался в этот роковой день в хайфском ресторане «Максим». Два часа дня. Суббота. Светлый, все еще теплый, осенний день. И теракт , унесший жизнь 21 израильтянина.
В субботу 4 октября 2003 года днем, в 14:15, террористка–самоубийца взорвалась в популярном хайфском ресторане «Максим». 21 убитый. 60 человек получили ранения различной степени тяжести. Среди убитых — четверо детей. Ответственность за теракт взяла на себя организация «Исламский джихад». Из 60 раненых в больницы были доставлены 10 детей. Суббота — день отдыха, который проводят всей семьей.
Не так давно я была около ресторана «Максим» . Он расположен у южного въезда в город, недалеко от городского пляжа. Как и другой популярный ресторан, «Маца», взорванный 31 марта 2002 года, он принадлежал арабским владельцам. Ресторан восстановлен, и как мне кажется, сегодня вполне посещаем.
О страшной трагедии, которая произошла тогда, напоминает памятный обелиск, установленный поблизости, но на таком почтительном расстоянии, чтобы не портить настроение новым посетителям ресторана.
Потому что вспомнив об этом дне, можно потерять аппетит.
Суббота, послеполуденные часы. Популярный ресторан на берегу моря был переполнен людьми. Конечно, обедали семьями, после проведенного на воздухе времени, дети с нетерпением ждали обеда. И тогда вошла она, 27–летняя Ханади Джарадат, студентка юридического факультета из Дженина. .
На теле террористки–смертницы была взрывчатка весом от 7 до 8 кг. Для усиления поражающего действия взрывное устройство было начинено обрезками железа, гвоздями и болтами. Террористке удалось миновать охранника и взорваться в центре ресторана. Ресторан был разрушен полностью. Представители полиции говорят, что это был самый мощный заряд взрывчатки, который использовали террористы в Хайфе. Он сопоставим по мощности с взрывным устройством, приведенным в действие в отеле «Парк» в Нетании в пасхальную ночь 2002 года. Рядом с рестораном находится заправочная станция. Если бы взорвались запасы топлива, то масштабы трагедии были бы еще больше.
Родственники, которые точно знали, что их родные и близкие были в момент теракта в ресторане, пытались прорвать кордоны полиции.
Во время теракта в ресторане находились некоторые игроки футбольной команды «Маккаби» Хайфа и управление команды. Все они получили легкие ранения.
А все дело случая, конечно. Потому что, когда адмирал Зеев Альмог зашел в ресторан, он попросил столик у окна, чтобы наблюдать за морем. Но ему сказали, что столик этот забронирован командой «Маккаби» и предложили большой стол в центре зала. Там и устроилась семья Альмог. Зеев Альмог, много лет возглавлял школу морских офицеров в Акко, боевой морской офицер, в прошлом он командовал подводной лодкой — близнецом подлодки «Дакар», был командиром первой флотилии подводных лодок ВМФ Израиля. Пять членов его семьи не стало в мгновенье.
На месте погибли Зеев, его жена, сын и двое внуков. Дочь, невестка и внук Орен были тяжело ранены.
А рядом за соседним столом сидела еще одна большая семья Зер Авив из киббуца Ягур. Погибли родители с невесткой и маленькими внуками. Лирану было четыре года, а Ное — только полтора годика…
Террористка использовала самый зловещий способ, изощренный и жестокий. Она выглядела, как беременная женщина. Ну кто мог подумать, что под свободной одеждой будущей мамы не бъется сердце новой жизни, а заложена смерть для взрослых и детишек, которые только начинали жить. Увидев в центре зала, столы за которыми сидели родители с маленькими детьми, она направилась именно туда…
Сотрудник прибывшей Скорой Помощи Эрез Геллер позже рассказал: «Когда мы увидели состояние ресторана, количество раненых, кровь, то мы сразу поняли масштабы трагедии. Люди был в очень тяжелом состоянии, лица были залиты кровью, и я видел, к своему огромному сожалению, что многие в безнадежном состоянии».
Главари «Исламского джихада» назвали теракты–самоубийства «естественным палестинским ответом на ежедневные преступления израильских оккупантов против палестинцев».
Кстати, по поводу памятника. Не так легко это было осуществить. Были и противники установления обелиска. Спустя два года после трагедии у ресторана «Максим» прошла демонстрация родственников жертв теракта. Они требовали установить у входа в ресторан обелиск, подобный тому, что установлен возле «Дельфинария» в Тель-Авиве. Хозяева ресторана выступали против этой инициативы. Очевидно, был найден компромисс, о котором я написала выше…
У этой трагедии есть продолжения…Очень разные. И судьбы и истории разные.
Раненный в теракте внук адмирала Альмог, Орен Альмог потерял зрение. Ему пришлось пережить множество операций. Как и его дед, адмирал, Орен всегда мечтал о море. Он смог научиться управлять яхтой. участвовать в соревнованиях и даже побеждать. Занимаясь в девятом классе хайфской школы «Реали»Орен привез Израилю бронзовую медаль, завоеванную им на чемпионате мира по яхтингу для слепых, в категории «парусные виды спорта».
А когда пришло время службы в армии, Вопреки возможности освобождения от нее, Орен Альмог стал солдатом ЦАХАЛА и добровольно служил в разведывательном подразделении, название которого не предается огласке. На официальную церемонию он, будучи незрячим, пришел без посторонней помощи, трости либо собаки-поводыря. Зрители аплодировали, не сдерживая слез.
«Как человек, пострадавший от терроризма, я горжусь тем, что могу служить организации, защищающей безопасность Израиля и его граждан», — рассказывал он.
Но особый инцидент произошел в Швеции, и как ни странно, он был связан с искусством.Это произошло в январе 2004 года, через несколько месяцев после кровавог теракта.
Цитирую материал того периода, опубликованный на MIGNews.
«Белоснежка и безумие реальности»
Сегодня министерство иностранных дел Швеции сообщило, что пригласит посла Израиля Цви Мазеля, чтобы тот объяснил, почему он испортил один из экспонатов выставки, приуроченной к открытию Конференции против геноцида, которая пройдет в Стокгольме в конце января.
«Мы не можем мириться с таким поведением на выставке произведений искусства, даже если так ведет себя дипломатический работник», — говорится в заявлении шведского МИДа.
На заявление шведской стороны МИД Израиля ответил сообщением о том, что Израиль бойкотирует Конференцию против геноцида.
«Белоснежка и безумие реальности» — так назывался экспонат, который стал причиной этого дипломатического инцидента.
Автором этого экспоната является бывший израильтянин Дрор Файлер, живущий сейчас в Стокгольме. Экспонат представлял собой бассейн с красной водой, в котором плавал кораблик со вставленной в него фотографией Ханади Джарадат, террористки, взорвавшей себя в Хайфском ресторане «Максим» 4 октября минувшего года. Напомним, что этот теракт унес жизни членов трех семей — в теракте погиб 21 человек, среди них несколько детей. Но это обстоятельство, очевидно, не имеет значения в мире искусства.
Такой экспонат нисколько не смутил ни дирекцию музея, ни других посетителей. Единственным, у кого это произведение искусства вызвало возмущение и гнев, был посол Израиля в Швеции Цви Мазель. Назвав это «не искусством, а извращением правды», Мазель выдернул из сети провод от подсветки и разбил экспонат.
На выставке должен был появиться и автор произведения Дрор Файлер, но после того, что случилось, он предпочел не приходить, пока посол Израиля Цви Мазель не покинет музей.
Директор музея Кристиан Берг прокомментировал реакцию посла следующим образом: «Я понимаю, что экспонат мог вызвать определенные чувства у мистера Мазеля, но уничтожать произведение искусства — это неприемлемо. Если вам не нравится, вы можете уйти из музея».
Работники израильского посольства в Швеции сообщили, что портреты террористки Ханади Джарадат «украшают» не только выставку, но и все рекламные проспекты в большинстве СМИ Швеции, приглашающие посетить исторический музей.
Дрор Файлер говорит, что его неправильно поняли: «Если бы господин посол прочитал текст, установленный рядом, он бы понял, что мы имели ввиду. Там написано, что Джарадат убила невинных людей и есть их имена. Эта экспозиция выражает нашу боль по поводу случившегося».
Текст написан супругой Файлера, шведской художницей Гунилой, которая соединила текст известной сказки про Белоснежку и подробности теракта. Ниже он приводится полностью. Выделенные строчки цитируются автором из сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм.
Зимним днем
За смерть брата и жениха 12 июня
Упали три капли крови
Она тоже была женщиной
Белой, как снег, и румяной, как кровь, и чернявой, как черное дерево
Невинна на первый взгляд, с не вызывающей подозрения внешностью
И красный смотрелся красиво на фоне белого
Убийца заплатит за свои злодеяния, и не только мы будем плакать
И зависть с гордостью, словно сорные травы, так и стали возрастать в ее сердце, и разрастаться все шире и шире, так что наконец ни днем, ни ночью не стало ей покоя
Ханади Джарадат было 29 лет, и была она адвокатом
Я убегу в дремучий лес и никогда уже не вернусь домой
Не успели обручиться потому, что он был убит в столкновении с израильскими военными
И пустилась бежать, и бежала по острым камням и по колючим кустарникам
Она сказала: твоя кровь не была пролита зря
И собиралась проколоть невинное сердце Белоснежки
Убитая горем, после увиденной смерти, она попала в больницу
Скорехонько растерзают тебя в лесу дикие звери
После его смерти, она должна была кормить семью и посвятила себя всю этому
Извольте, — отвечала Белоснежка, — с большим удовольствием
Горько плача, она добавила: если наша нация не может осуществить свою мечту и цели своих жертв и жить свободно, пусть исчезнет весь мир
Ну и ступай. Бог с тобой, бедная девочка!
Она проникла в Израиль, совершила нападение на ресторан в Хайфе, расстреляла охранника, взорвала себя и убила 19 невинных жертв
Бела, как снег, и румяна, как кровь, и чернява, как черное дерево
И, действительно, теперь многие плачут: семья Зар, семья Альмог и все родственники и друзья погибших и раненых в теракте
И красный смотрелся красиво на фоне белого
Посол Израиля в Швеции Цви Мазель, вызванный в шведский МИД по для дачи разъяснений по поводу утреннего инцидента заявил следующее: «Самое время, чтобы у шведов что-то случилось — и тогда, возможно, они поймут, что происходит сейчас в Израиле».
Что можно сказать по поводу острой необходимости израильского художника и его шведской супруги использовать личность террористки в роли героини своего «произведения искусства». Можно ли это назвать только лишним эпатажем. Не знаю…
Знаю, что водитель подвозивший террористку смог доказать, что он не был в курсе, насколько глубоки ее намерения и получил десять лет тюрьмы. Организаторы этого злодеяния были обменены во время «сделки Шалита». Читала об этом в интервью Галит Альмог, дочери Зеева, которая единственная из семьи Альмог в тот день не была с родителями. Кстати, среди погибших было четыре израильских араба. Это наверное, по принципу: «Лес рубят. Щепки летят…»
Семья террористки, несомненно, получив солидное денежное вознаграждение, живет теперь безбедно.
Заодно и гордится дочерью, награжденной «высокой наградой» за то, что принесла Смерть, Слезы и Боль невинным людям.
За то, что оставила детей без родителей, за то что и спустя годы, мне было бы тяжело — спокойно и весело сидеть за столиком этого ресторана и наслаждаться видом моря…
Светлая Память им…
Имена погибших:
Адмирал Зеэв Альмог (71)
Рут Альмог (70)
Моше Альмог (43)
Томер Альмог (9)
Асаф Стайер (11)
Бруруа Зер-Авив (59)
Бецалель Зер-Авив (30)
Керен Зер-Авив (29)
Лиран Зер-Авив (4)
Ноя Зер-Авив (1)
Нир Регев (25)
Цви Бахат (35)
Марк Биано (29)
Наоми Биано (25)
Хана Францис (39)
Шарбаль Матар (23)
Мутанус Каркаби (31)
Осама Наджар (28)
Ирена Софрин (38)
Лидия Зильберштейн (56)
Джордж Матар (58)
Европа сошла с ума. Ей нужна психотерапия… Дай б-г Израильтянам сил вылечить мир…
Лина, спасибо за напоминание всем нам, хотя забыть это невозможно. В очередной раз убеждаюсь в том, что в жизни многое связано непостижимым образом. Совсем недавно, 11 сентября, Вы писали о Парке Алекса в Хайфе, создав который скорбящая мать увековечила память о сыне, погибшем в одном из самолётов, захваченных в тот день в США нелюдями, которые сами о себе говорят, что они любят смерть так же, как нормальные люди любят жизнь. Я тогда писала, что мы жили в нескольких минутах ходьбы от этого парка. А ресторан «Максим» находился и НАХОДИТСЯ назло всем врагам чуть южнее, на противоположной стороне трассы, у самого моря. Звуки сирен амбулансов, машин полиции, пожарной службы раздались вскоре после сильнейшего взрыва, который слышали даже мы. Конец сентября — начало октября… Всегда в это время мы празднуем Рош аШана и молим Б-га о мире! Мы хотим мира. Но… Действительно, этот ресторан всегда посещали евреи и арабы. Более того, владельцы «Максима» — многолетние друзья — арабская и еврейская семьи! Боюсь ошибиться, но мне кажется, что и у ресторана «Маца» та же история. Но тем, кто идёт взрываться, жизнь еврейская или арабская не представляется такой уж ценностью. Они идут на это потому, что «запятнали честь семьи» и предпочитают такую «героическую» смерть вместо того, чтобы быть убитыми своими же отцом и братьями. Они идут на это после того, как их жених ли, брат ли уже попал к 72-м девственницам, взорвавшись среди евреев или будучи убитым после нападения на евреев. Они находят «веские» с их точки зрения причины. Кто-то говорит, что они идут на это из-за нищеты. Хотя палестинская автономия за все годы получила от Европы, США и того же Израиля столько средств, такое количество миллиардов долларов, что уже каждая их семья могла бы жить в роскошных пентхаузах и иметь большой счёт в банке. Но средства идут на подготовку очередных терактов и выплаты семьям террористов. Эта убийца с юридическим образованием, унесшая 21 жизнь и оставившая несчастными столько семей, была АДВОКАТОМ! Она не была безработной, несчастной, нищей. Но она, как и её брат и жених, воспитывалась с рождения в такой ненависти! Что было бы, если бы евреи — братья или сёстры, жёны, невесты, дети тех, кто погиб в многочисленных терактах или войнах, — пошли взрываться в арабских населённых пунктах??? Кровь затопила бы их улицы. Но евреи стискивают зубы и строят дома, города, высаживают новые деревья, рощи, леса в память о погибших. Живут так, как живёт замечательный Орен Альмог. А тем, кто готов убивать евреев только потому, что не удаётся и не удастся осуществить призывы сбросить их в море, этого не понять. Ненависть — их закон! А потому они будут взрываться и в Париже, и в Стокгольме, и в Лондоне, и в Ницце. Но я очень сомневаюсь, что Европа проснётся ото сна. Не хочу о политике. Линочка, простие за такой большой комментарий. Читала написанное Вами, смотрела фотографии, вспоминала и плакала. Так больно, так остро, будто всё было вчера…
Спасибо, Инна. Очень понимаю вас…