Борис Эйфман и «Красная Жизель». «Какими слезами плачет душа?…»

Стандартный

«Какими слезами плачет душа? .. Не от танцев помрешь, а оставишь их — и ничего не будет, и ты ничья, и от тебя, и тебе. Я знаю, что нужно для искреннего искусства, жизнь нужна, а ее нет…» — это запись из дневника великой балерины Ольги Спесивцевой.

Тринадцатые гастроли Санкт-Петербургского театра балета  Бориса Эйфмана в Израиле. Полный аншлаг. Зал аплодировал стоя. Букеты ярких цветов и крики «Браво»… Все было… 25 октября на сцене Тель-Авивского центра Бейт — Опера исполнялась «Красная Жизель»… А вернее, проживала на сцене свою жизнь прекрасная прима-балерина Мариинского театра Ольга Спесивцева, лучшая  «Жизель» прошлых лет.

А еще вернее, не было ничего, кроме высоких человеческих эмоций, объединивших зрителей в зале.

Можно ли описывать Танец, нужно ли искать слова, когда их заменили руки и жесты, музыка и взгляд. Драма, огромная драма жизни, которую смог воплотить Маэстро на сцене. Воплотить настолько гениально, что останавливалось дыхание и хотелось плакать… Но слезы эти были скорее слезами радости от полета, который совершала душа, когда глаза наблюдали за произошедшим на сцене…

На мой взгляд постановка «Красной Жизели» гениальна. Это спектакль, в котором говорят Танцем, а все  остальное представляешь настолько ярко, как будто ты проживаешь нелегкую жизнь главной героини…

dscn0544-medium

Танец, молодость, счастье, любовь, революция, хаос, разрушенные чувства, эмиграция, и вновь сцена и танец, овации и любимые роли. И вновь разрушенные чувства…И зеркала, зеркала, с которыми ты наедине… И ты замыкаешься в этом зеркальном мире, где не осталось места ни страсти, ни полету, ни надежде. Этот мир называется депрессией.

dscn0615-medium

Только тот, кто однажды переживал крушение высоких чувств, сможет понять, как белая стена становится черной, и по ней сползает хрупкая женщина, не видя луча света. Она так и осталась жить в этом зеркальном мире. Всю гамму эмоций и чувств гениально смог передать Борис Яковлевич Эйфман.

dscn0601-medium

«Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход.

727_22335170_spess02-jpg_max

Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи прима-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда, и этот красный знак, как знак судьбы, преследовал и мучил её. Эмиграция принесла не только разочарования — как творческие, так и личные — но и наполнила жизнь Спесивцевой еще большими трагедиями, что привело, в конечном итоге, к катастрофе. Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой — великой балерине с трагической судьбой».

1

«Красную Жизель»  нужно видеть, ибо ни лучшие описания, ни самые качественные фотографии на расскажут то, что происходит на сцене. О том, как смог режиссер передать мечущуюся душу большой балерины, уже страдающей депрессией, как потрясающе представил  хаос Октябрьской революции и мрачные дни после нее, каким увидел он любовный треугольник в судьбе женщины. Сперва, тривиальный: когда в ее жизни оказываются двое мужчин, а затем, в ее жизни вновь оказываются двое мужчин, но только лишней оказывается женщина…

Кстати, Ольги  Александровны Спесивцевой не стало 25 лет назад, в сентябре 1991 года. Она смогла выйти из состояния тяжелой депрессии, в котором находилась два десятка лет и последние годы жизни жила в уединении в США. Так же тихо и ушла…

Но жизнь ее была громкой и яркой, в ней даже было место предполагаемым шпионским страстям, и многим любовным историям. Современники считали, что Спесивцева затмила Анну Павлову, а «Жизель» навсегда осталась  ее коронной ролью.

Борис Эйфман, узнав о судьбе этой потрясающей женшины,  поставил спектакль «Красная Жизель», объединив в нем музыку Чайковского, Шнитке и Бизе. Это было 18 лет назад. По накалу драматических событий, он был назван критиками одним из лучших балетов 20 века и балетным шедевром.

dscn0542-medium

В прошлом году Маэстро вернулся к балету и подарил ему новую жизнь: ««Я поставил «Красную Жизель» почти два десятилетия назад. Это значительный срок, за который мною и моей труппой был проделан серьезный путь развития и открыты новые выразительные и исследовательские возможности психологического балета. Возрожденная «Красная Жизель» — не воссоздание старой постановки, а ее переосмысление, отражающее художественную и идейную эволюцию нашего театра», — так рассказывает Эйфман о новом балете.

Много лет назад театр Бориса Эйфмана пришел в мою жизнь, чтобы навсегда остаться в моей душе… Это было еще в Киеве, в конце восьмидесятых годов. Много лет я берегла программку того памятного спектакля «Легенда о царе Соломоне».

Много позже, уже в Израиле, я познакомилась с Борисом Яковлевичем и взяла у него интервью. И вчера вновь, в Тель-Авиве судьба свела меня с ним. Как охарактеризовать этого человека. Вдумчивый и доброжелательный, эмоциональный и раскованный,  искренний, что особенно ценищь в людях. Скромный и очень простой в общении человек. А ведь на самом деле только гений может поставить такие спектакли, как ставит он.

dscn0470

Мое интервью с Борисом Эйфманом называлось «Теперь я прощаю людям все». Так он ответил на мой вопрос, какие недостатки великий балетмейстер не прощает людям. Еще он сказал: «Несколько лет назад я бы ответил, что не прощаю подлости и предательства. Но сегодня я готов простить человеку все, потому что человек слаб. Он заслуживает скорее снисхождения, чем наказания… Я пришел к этой мысли со временем»…

dscn0427-medium

Удивительный Борис Яковлевич Эйфман, грустноглазый человек с мечтательным взглядом, чуть усталым голосом и огромным талантом хореографа. Таким я его увидела перед первым спектаклем в Тель-Авиве…

И его Театр:

dscn0629-medium

А это «Красная Жизель»

dscn0531-medium dscn0534-medium dscn0547-medium dscn0548-medium dscn0550-medium dscn0551-medium dscn0555-medium dscn0559-medium dscn0564-medium dscn0566-medium dscn0567-medium dscn0569-medium dscn0570-medium dscn0574-medium dscn0579-medium dscn0581-medium dscn0584-medium dscn0585-medium dscn0587-medium dscn0590-medium dscn0592-medium dscn0594-medium dscn0595-medium dscn0600-medium dscn0601-medium dscn0606-medium dscn0608-medium dscn0609-medium dscn0610-medium dscn0612-medium dscn0615-medium dscn0616-medium dscn0618-medium dscn0620-medium dscn0621-medium

Последний реверанс на бис…

dscn0633-medium

Гастроли продолжаются…

«Красная Жизель» в обновленной редакции.

Музыка: Чайковский, Шнитке и Бизе

26 октября, среда, 16:00, 20:00
27 октября, четверг, 20:00

30 октября, воскресенье, 20.30, Центр сценических искусств в Беэр-Шеве

«Up&Down. Ночь нежна»
Балет по мотивам романа «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда
Музыка: Джордж Гершвин, Франц Шуберт, Албан Берг.

28 октября, пятница, 21:00
29 октября, суббота, 16:00 и 21:00.

Театр Эйфмана в Израиле всегда желанный гость…

dscn0529-medium

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s