О значении слова «абсорбция» уже десятки лет в Израиле идут дискуссии. Не нравится людям ассоциации с его прямым назначением, то есть — химическим процессом поглощения одного вещества другими. А может быть, это вовсе не обязательно должно происходить с ноыми репатриантами. Перед вами мое интервью с министром Алии и Абсорбции Софой Ландвер.
Самолет приземлился в густой синеве Тель-Авивского неба. Пассажиры спускаются на землю Израиля. Эрец-Исраэль, которая была недостижимой мечтой многих поколений евреев, ждет своих новых граждан. И они возвращаются на родину предков, пусть не миллионной волной Алии девяностых, но спокойной и уверенной рекой с ее приливами и отливами.
О значении слова «абсорбция» уже десятки лет в Израиле идут дискуссии. Не нравится людям ассоциации с его прямым назначением, то есть — химическим процессом поглощения одного вещества другими.
И «алия» последних десятилетий успешно доказывает, что ее поглотить нельзя. Мы познаем новую страну, стараемся влиться в общество, овладеваем ивритом, пользуемся местным сленгом и одновременно остаемся индивидуумами, «русскими» израильтянами, как часто нас называют.
Тем не менее, министерство, ответственное за прием новых граждан в нашей стране, называлось до недавних пор «Министерством абсорбции». Несмотря на это «химическое» название в нем делается сегодня многое, чтобы новые репатрианты не растворялись в израильском обществе в виде сахара в «суфгание» и соли в «бурекасе», а смогли проявить свои лучшие индивидуальные качества.
Теперь название министерства изменилось, изменился и статус. Министерство Алии и Абсорбции занимается не только новоприбывшими жителями страны, но и потенциальными репатриантами в разных уголках земли.
В один из дней череды осенних праздников, представители русскоязычных СМИ встретились с Министром Алии и Абсорбции Софой Ландвер и получили информацию из первых рук о работе подведомственного ей министерства.
Возглавляет Софа Ландвер министерство уже вторую каденцию, и если для некоторых членов кнессета статус Министра Абсорбции был отбыванием положенного срока, то для нее – это серьезная кропотливая работа, о которой министр может рассказывать бесконечно.
— Госпожа Ландвер, меняются ли с годами основные задачи вверенного Вам министерства?
— Думаю, что основные задачи остаются прежними. Нам важно, чтобы интеграция новых репатриантов в израильское общество происходила успешно и наиболее безболезненно. И готовы делать все возможное для того, чтобы новые жители страны почувствовали себя здесь желанными, так как чувствовала себя я, когда приехала в страну. Но расширенный мандат министерства способствовал появлению нескольких новых Национальных программ, цель которых — активизация и поддержка алии из стран Европы, с особым акцентом на Украину и Францию. И я рада, что эти программы обеспечены государственным финансированием.
— Из каких стран сегодня наблюдается наибольший приток новых репатриантов?
— В среднем за время моей каденции мы принимаем порядка двадцати тысяч репатриантов в год. Мы также курируем израильтян, возвращающихся на родину, их за эти годы было около тридцати восьми тысяч человек. Наблюдается репатриация из разных стран. За последний год в Израиль прибыло 25168 новых репатриантов. Наиболее крупная община сформировалась из Франции. Двадцать пять процентов репатриантов оттуда. Затем следуют Россия и Украина. Но главное – это увеличение количества новых репатриантов в этом году, на 28% по сравнению с 2013-м. Такого показателя не было за последние пять лет.
— Положение в Украине как — то отразилось на действиях Министерство алии и абсорбции по отношению к репатриантам из этой страны?
— Да. Принято решение о специальной финансовой поддержке олим из Украины. С первого июня этого года они получают единоразовый подарок – 15000 шекелей к корзине абсорбции.
— Вы имеете представление, какие районы страны выбирают новые репатрианты для места жительства?
— Уже много лет, как вы знаете, существует «прямая» абсорбция и каждый волен выбрать для себя тот район страны, который ему более близок. Но мы существенно изменили процедуру приема новых граждан страны. И если раньше первые часы на родине для новых репатриантов начинались с получения «теудат оле», а все остальные жизненно важные документы приходилось оформлять уже по месту жительства, то сегодня министерство абсорбции имеет свой постоянный отдел в аэропорту им Бен-Гуриона. Прямо там новые граждане получают удостоверение личности «теудат зеут», а также могут открыть банковский счет и записаться в больничную кассу. Сегодня у новых репатриантов в аэропорту – зеленая дорожка.
В этом году в первой пятерке городов — приоритетов новых репатриантов стали Иерусалим, Тель-Авив – Яффо, Нетания, хайфа, Ашдод.
— Существует ли, по- вашему мнению, разница между абсорбцией в центре Израиля и на периферии? Где она проходит более легко и эффективно?
— Мне кажется, что личное участие депутатов муниципалитетов, мэров городов, общественных организаций больше чувствуют в своей судьбе репатрианты, приехавшие в небольшие города. Там, без внимания не остается ни один новый житель. Но в целом, должна вам сказать, министерство абсорбции полностью контролирует положение новых репатриантов во всех регионах страны. Наши сотрудники принимают участие в любых событиях, происходящих в первые годы их жизни в Израиле. И поступление в университет, и госпитализация и даже, если нужно, поддержка женщины во время родов.
— По возрастным категориям как бы вы сегодня охарактеризовали алию последних лет?
— Это молодая алия. В прошлом году среднему репатрианту было 29.5 лет. И мы – единственное министерство, в котором было создано в этом году Управление по делам молодежи. В рамках этого проекта начали работу Молодежные центры, нацеленные на поддержку студентов, призывников и солдат-репатриантов.
Центром этой структуры является Управление по делам студентов, которое ежегодно обеспечивает получение высшего образования 6,5 тысячам молодых олим.
Продолжает работу и проект «Гарин цабар», в рамках которого ежегодно добровольно приезжает в страну для прохождения службы в ЦАХАЛе «батальон» парней и девушек из Северной Америки, Франции, СНГ. Два самолета добровольцев приземлились в Израиле и в ходе операции «Несокрушимая скала».
— Ранее была утверждена программа строительства 1341 единицы социального жилья в разных регионах Израиля. Какова судьба этой программы на сегодняшний день?
— Этот проект называется «Карка хума». Его рамки откорректированы. Сегодня идет речь о строительстве 4000 тысяч жилищных единиц в семи городах Израиля на общественных муниципальных землях. Так что это проект муниципальный при поддержке правительства. Завершен тендер на одновременное строительство 3000 единиц до конца 2016 г. в таких городах, как: Ришон ле-Цион, Бат-Ям, Кфар-Саба, Кирьят-Оно, Тель-Авив, Ашдод, Хайфа, Кармиэль и других городах.
Кроме того, я вхожу в кабинет по вопросам социального жилья, руководимый министром финансов и делаю все возможное, чтобы существовала прямая связь всех существующих проектов с новыми репатриантами. Ранее новые репатрианты практически не могли конкурировать с местными жителями, так как льготные баллы на социальное жилье давались за службу в армии, количество детей, супружеский стаж, счет которому ведется только со дня репатриации. А сейчас мне удалось добиться внесения нового критерия, касающегося новых репатриантов до 15 лет в стране. Им автоматически начисляются тридцать «льготных баллов», которые смогут действенно помочь в получении жилья.
— А как осуществляется профессиональная поддержка новых граждан Израиля?
— В этом отношении делается очень многое. Произошла серьезная реформа. Закрылись консультационные центры. Таким образом, мы избегаем дополнительных расходов, и теперь все ваучеры непосредственно выделяются на курсы для новых репатриантов. Открываются также курсы профессионального иврита и семинары по трудоустройству. Мы стараемся помочь новым израильтянам максимально использовать свой профессиональный потенциал.
Впервые мне удалось добиться финансирования 50 ставок специально для врачей-репатриантов, чтобы облегчить прохождение стажировки по узким медицинским специальностям в израильских больницах.
У нас также был специальный курс для врачей, которые в течение пятнадцати лет не могли подтвердить свой диплом. И, наконец, сделали это! Главный врач больницы «Каплан» сказал по этому поводу: «Они не были плохими специалистами. Так сложились обстоятельства в их жизни» А я бесконечно рада, что эти люди все-таки смогли реализовать свой потенциал и найти место в израильской медицине. Вообще, тема профессиональной поддержки новых репатриантов может вылиться в отдельный материал.
Решению вопроса профессиональной интеграции репатриантов и вернувшихся израильтян была посвящена и Ярмарка трудоустройства, состоявшаяся в Тель-Авиве летом этого года. Сорок четыре израильских компании заявили о своей готовности принять на работу более полутора тысяч репатриантов.
— Сегодня многие репатрианты ищут себя и в сфере бизнеса. Я знаю, что в этом вопросе ваше министерство тоже помогает новым жителям страны.
— В этом году мы провели реорганизацию Отдела по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса и деловой инициативы. В шести городах страны созданы Деловые информационные Центры по поддержке предпринимателей-репатриантов и вернувшихся израильтян.
Создан также специальный Фонд поддержки малого и среднего бизнеса. Он составляет 50 миллионов шекелей.
Существенно увеличена ссуда для открытия собственного бизнеса. Максимальный размер кредита — 250 тысяч шекелей (без гарантов). При финансовой поддержке министерства разработана и система консультативного сопровождения начинающего предпринимателя: более 150 советников работают с репатриантами в течение первого периода становления бизнеса.
— Хотелось бы поговорить о социальных вопросах работы вашего министерства.
— Вы правы, это всегда актуальный вопрос. В центре внимания министерства по-прежнему – поддержка социально слабых групп репатриантов, пожилых людей, ветеранов Второй мировой войны. В этом году ежегодный «подарок» ветеранам Второй мировой войны и блокадникам Ленинграда был увеличен на десять процентов и составил 35% от средней заработной платы по стране.
Нам удалось добиться уравнивания в выплатах пособий на съём жилья между репатриантами и старожилами. Речь идёт о матерях – одиночках и инвалидах, которые стоят в очереди на получение социального жилья в министерстве абсорбции, но соответствуют критериям минстроя. Максимальная сумма пособия на съём для этих групп составит 3000 шекелей.
Удалось также включить в Национальную программу помощи уцелевшим в Катастрофе несколько групп репатриантов: ветеранов Второй мировой войны, Узников Сиона, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, тех из них, кто подпадает под определение «беженцы» и получил разовую компенсацию из Германии. Для того чтобы сохранить для этих категорий репатриантов право на получении денежных «подарков» в соответствии с Законами, распространяющимися на них, я инициировала отмену запрета на «двойные льготы». Таким образом, эти группы репатриантов получили право на 100% скидку на лекарства и ежегодную выплату в размере 3600 шекелей, в дополнение к получаемым ими льготам.
— Ваши пожелания читателям этой статьи.
— Если читатели Вашей статьи живут в Израиле, а их родственники – все еще вдали от них, то пусть передадут им, что мы будет рады, если они примут решение о репатриации. Мы не обещаем золотые горы, трудности есть на каждом этапе, но сотрудники нашего министерства стараются сделать все, чтобы каждый новый житель государства Израиль как можно быстрее почувствовал, что здесь – его Дом.
Читайте также по теме статью «ЛАМПА АЛЛАДИНА, ФРАНЦУЗСКИЙ ЧАЙ И ЯПОНСКИЕ СУШИ»