«Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя…»
Вспомнились мне эти строки классика в связи с одной датой. 8 октября 2007 года не стало Сары Ливни, матери Ципи Ливни. Но не по поводу родственных связей я уделяю внимание этой женщине. Хотя понимаю, мамы разные нужны, мамы всякие важны…
Но такой мамой член нашего Кнессета, госпожа Ливни может гордиться, и даже очень.
Сара Розенберг родилась в Варшаве 30 марта 1922 года. Когда ей было три годика, семья переехала в Эрец Исраэль и поселилась в Хайфе.
Еще совсем девчонкой Сара присоединилась к организации «Хагана», затем в 16 лет перешла в «Бейтар», а позже уже определившись со своими приоритетами, Сара Розенберг стала членом еврейской подпольной организации «Эцель», которая всеми силами боролась за образование еврейского государства.
Впереди было много препятствий и много подводных камней. А Сара была девушкой рисковая и препятствий не боялась. Когда были арестованы тридцать восемь членов «Эцель» и их отправили в тюрьму, Саре удалось наладить контакты с ними, переодевшись в помощницу зубного врача, работавшего в тюремной больнице.
В период жестких разногласий между Хаганой и Эцель, который в израильскую историю вошел под названием «Сезон», Сара отправилась в Цфат, работала там воспитательницей детского сада. А параллельно занималась активной агитацией и привлечением новых членов в «Эцель».
С будущим мужем, Эйтаном Ливни, в прошлом Йерухамом Бозозовичем из белорусского городка Гродно, Сара познакомилась в 1942 году. Эйтан был командиром в организации Эцель. 12 января 1946 года они оба участвовали в операции «Поезд с деньгами» — остановке поезда, в котором перевозилась валюта. Тридцать пять тысяч мандатных лир удалось изъять, таким образом, из британской казны в пользу еврейского сопротивления. Позже, Эйтан Ливни рассказывал, как нуждалось подполье в этих деньгах, как проходила операция, как был остановлен около Хадеры поезд, остановлен так, чтобы не пострадали вагоны, и пять девушек — подпольщиц уносили в шелковых чулочках валюту, практически добровольно отданную охранниками. Кстати, вместе с оружием. Но Сара и Эйтан были выслежены и арестованы.
Эйтан Ливни оказался в тюрьме Акко, где его ожидал длительный срок. Сара была заключена в женскую тюрьму в Бейт-Лехем, затем переведена в тюрьму в Атлите. Там ей удалось инсценировать приступ, введя себе в мышцу горячее молоко, и во время госпитализации в хайфской больнице «Ротшильд» сбежать и скрыться у друзей, которые затем переправили ее в Тель-Авив.
Подпольной кличкой девушки была «Яэль», но еще ее называли «Маленькой Сарой». Так стали ее называть после того, как член «Эцель» Михаэль Ашбель, находившийся в одиночной камере смертников в Акко перевел с идиша на иврит песню. Она начиналась строками о «Маленькой Сарре» и стала гимном организации Эцель. Сам Михаэль погиб во время попытки освобождения заключенных из тюрьмы в Акко 4 мая 1947 года. Ему было 25 лет.
А Сара Розенберг и Эйтан Ливни поженились сразу после рождения государства Израиль, 16 мая 1948 года. Они стали первой парой, зарегистрировавшей свой брак в молодой стране. В политику, в отличие от мужа, ставшего членом кнессета от партии «Херут», она не пошла. На основе «Херут» возникла партия «Ликуд».
Трое детей родились в семье.
Сара умерла 8 октября 2007 года.
Ее мужа не стало в 1991 году.. Уходит эпоха…
Интересно, смогла бы Ципи Ливни действовать так, как ее мама? Или для этого нужны определенные жизненные обстоятельства?
А сейчас в политике можно обходиться демагогией…
***
Возникли у меня некоторые ассоциации с тезкой героини моего очерка — Сарой Ааронсон, очень любимым и дорогим мне женским образом в еврейской истории. О ней написана книга «Сара — героиня Нили». Сара Ааронсон была участницей подпольной организации Нили, действовавшей в Эрец Исраэль и в октябре 1917 года раскрытой и уничтоженной. Возможно, на ассоциациях я и назвала Маленькую Сару — героиней Эцель.
Образ этой удивительной женщины заслуживает отдельного очерка на моем Блоге.
Во все времена есть свои герои…