14 октября — День Рождения Ромочки Курмалева из Ашдода. Ему исполняется семь лет! В этом году у него особенный день рождения. Прошедшие весна и лето принесли в семью Курмалевых огромную радость после долгих лет переживаний…
В сентябре все ребята, сверстники Ромы Курмалева начали учебный год. В первый раз – в первый класс. Новая форма, новая учительница, новый школьный рюкзак. Ромочка, пока будет заниматься индивидуально дома, вдали от детских первых впечатлений, вдали от первых школьных друзей. Но у него тоже много нового в жизни. А главное – новое Сердце!
В первые дни мая я познакомилась с историей этого мальчика, и написала ему письмо, которое отправила его маме:
«Ромочка, ты будешь… Ты непременно будешь! И все познаешь… научишься читать, решать задачки, узнаешь историю своей страны и других стран. И влюбишься, непременно. Как и должно все происходить у твоих сверстников. Только сейчас будь сильным!»
Так уж случается, от горя до надежды всего один шаг. И нужно уметь его сделать. Его сделали родители семилетнего Алеши Елисеева, скончавшегося в начале мая от тяжелой опухоли мозга. Они подарили надежду на жизнь другим детям и надежду на счастливое материнство и отцовство – другим родителям. Они пожертвовали органы сына.
Шестилетнему Ромочке Курмалеву 7 мая в больнице «Шнайдер» была проведена операция по трансплантации сердца и легких. Этот рыжий мальчуган, с самой обаятельной на свете улыбкой, с раннего детства страдал тяжелой формой почечной недостаточности. Полтора года назад Катя, его мама пожертвовала сыну почку. Операция прошла успешно. Но организм мальчика не справлялся. И долгое время он жил благодаря аппарату искусственной вентиляции легких.
Дело в том, что кроме болезни почек у Ромочки обнаружилось редкое заболевание легких. У него врожденный дефицит сурфактанта, смеси поверхностно-активных веществ, жизненно необходимых для их нормального функционирования. Ромочкин организм не вырабатывал его.
И Шанс на Жизнь у него был только в случае пересадки сердца и легких, так как детям возможна только такая комбинированная операция. А главное – в случае благополучного исхода этой непростой операции.
Он преодолел ее, преодолел долгий период отсутствия стабильности, когда врачи, несмотря на результаты, не могли ничего гарантировать. Ромочка много дней находился под наркозом, затем медленно возвращался из сна к действительности, к родителям, брату, к новой жизни…
Многое приходилось начинать заново, даже учиться есть самостоятельно. Ромочка долго не мог пить, так как жидкость попадала в дыхательные пути, и это было опасно для него. Он не мог полностью самостоятельно дышать, и был подключен к аппаратам искусственного дыхания.
Одним из самых радостных дней для родителей стал день, когда мальчика перевели из отделения интенсивной терапии в изолированную палату. Это был первый шаг к возвращению в новую здоровую жизнь, о которой в семье Курмалевых давно позабыли. Уже долгое время Катя и Андрей живут от госпитализации до госпитализации, от одной медицинской проверки до другой проверки, всегда в надежде, что завтрашний день будет лучше, чем вчерашний.
Я приехала в детскую больницу «Шнайдер» через несколько дней после еще одной операции, которая понадобилась Ромочке, операции по смещению диафрагмы.
В центре комнаты располагалась его специальная кровать, за спинкой которой находилась необходимая медицинская аппаратура. Около окошка – узкая кушетка. И рядом с дверью – кресло. Здесь они живут: папа, мама и их сынишка. Не день, не ночь, а многие дни. Спят по очереди на кушетке и в кресле. Скучают по старшему сыну, девятилетнему Никите, который остался в Ашдоде на попечении бабушки.
И дарят свою любовь Ромочке. Уверена, что этот родительский свет имеет огромное значение в его выздоровлении.
Андрей иногда отлучается. В тот день, когда я была в больнице, он уехал в Ашдод, чтобы побыть с Никитой завершившим учебный год в школе. Никита грустит вдали от родителей, но все понимает. Ему очень рано пришлось стать не просто старшим братом, но и взрослым. Когда рядом такая беда, взрослеют быстро.
А Катя постоянно находится около Ромочки. Здесь ее жизнь, рядом с его кроватью. Она практически не присела, чтобы поговорить со мной, все время была рядом с сыном. Помогала физиотерапевту во время процедуры,
Общалась с врачами, медсестрами и психологом, которые пришли проведать Ромочку в тот промежуток времени, когда я была
переносила его с кровати за маленький стол, чтобы он мог посидеть и порисовать.Ходить Ромочка не мог.
Бросалась выполнять все его желания. Ромочка послушный, хороший ребенок. Но ведь он только ребенок, который оказался в экстремальной ситуации. И конечно он капризничал, плакал, быстро обижался.
Так как Ромочка не мог разговаривать, в его трахею была вставлена трахеостомическая трубка, то Катя просто разгадывала его желания. Она общалась с ним, как с взрослым, объясняла, как большому мальчику и одновременно с этим делала все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно и спокойно. Рядом с мамой.
Ей недавно исполнилось тридцать два года. Худенькая, очень красивая молодая женщина не пожаловалась ни одним словом, ни одним жестом, как ей тяжело, не посетовала, почему выпали такие невероятные испытания на ее долю. Она рассказывала о себе, и о ежедневной ежечасной миссии мамы больного ребенка. О том, как была счастлива, что не нужно искать доноров, и ее почка подошла для пересадки Ромочке.
Вспоминала, как родился этот славный малыш. Ромочка много спал, мало ел. Но на первых порах это не казалось чем-то неестественным. А уже в полгодика мальчик прошел многочисленные проверки и ему был поставлен диагноз – почечная недостаточность. Размеренная жизнь среднестатистической семьи, мама, папа, два сына и будни, резко дала крен. Несмотря на болезнь, Ромочка рано пошел и заговорил. На первых порах врачи сказали, что достаточно держать сына под наблюдением, но в будущем придется пройти операцию по пересадке почки.
И нужно было спасать Ромочку и жить только его заботами. Тяжелые дни постоянных процедур диализа, а затем операция. Катенька считала, что это только ее миссия — поделиться с сыном почкой. Операция, сделанная через десять дней после его пятого дня рождения, прошла успешно, хотя восстанавливались и мама и сын непросто.
Но вернуться в будни семье Курмалевых не удалось. Постоянные приступы кашля, снова множество тяжелых проверок и страшный вердикт врачей – мальчик сможет жить только в случае пересадки сердца и легких. Нужно искать донора.
Здесь не было вариантов, вспоминает Катя. Не было альтернативы. И нужно было ежедневно спасать ребенка. Ромочка принимал стероидные препараты, которые временно могли поддерживать его. Катя вспоминает, как из южного Ашдода регулярно возила сына с кислородным баллоном в больницу, в центр страны. Машины в семье нет, но обычно находились добрые люди, друзья, не оставившие семью Курмалевых в беде. Ей еще долго будут помниться те дни. Кошмар бессонных ночей, когда Ромочка задыхался от кашля, а она прижимала его тельце к себе, чтобы хоть как-то облегчить страдания малышу. И думала… Страшные, тяжелые мысли приходили ей в такие ночи. Понимая, что сыну может помочь только чужая беда, она не могла даже думать об этом. Светлый человек не может желать беду даже кому-то абстрактному. Оставалось положиться на судьбу…
И Ромочке становилось все хуже, хотелось защитить его, доставлять ему маленькие радости, на которые давно в семье Курмалевых не было материальных возможностей. Прошел год после биопсии, по результатам которой был определен диагноз. В принципе, рассказывает Катя, в Израиле это первый случай, когда ребенку, перенесшему операцию по пересадке почки, нужно было дополнительно делать пересадку легких и сердца.
Время шло… Ромочке могли подойти органы только его сверстника. В этой категории в стране в очереди на донорские органы он был один. Катенька помнит тот четверг, когда из больницы позвонил один из лучших пульмонологов, профессор Мордехай Кремер и сказали, что в их распоряжении есть донорские легкие и сердце. Материнское сердце было на вылете. «Я стала делать совершенно непонятные вещи, метаться, складывать что-то, — рассказывает она, — Я ведь ждала этого дня, а когда он наступил, мною овладел невероятный страх. Но нужно было взять себя в руки. Ради него».
Рома сам сложил вещи и игрушки, которые хотел взять в больницу, хотя, конечно, не понимал с какой целью мама и папа везут его к ночи в больницу. И Катя с Андреем поехали в больницу «Шнайдер».
Готовились они к операции в той же изолированной комнате, где мы общались с Катей. Операция длилась около пяти часов, которые Катя и Андрей просидели рядом с дверью операционной, затаив дыхание. А затем наступил этот миг… Наконец, вышел врач и сообщил, что операция завершилась успешно! И начался длинный реабилитационный период.
Катенька говорит, что эти дни болезни сына научили ее многому. Научили остро любить, лучше понимать, научили смирению. И переосмыслению приоритетов и ценностей.
С родителями Алеши Елисеева Катя и Андрей пока не общались. «Они сделали нам в жизни самый большой подарок, — говорит Катя, — подарили жизнь нашему сыну. Никаких слов не хватит, чтобы выразить, что я чувствую по отношению к их шагу…»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей… Огромное количество друзей и совершенно незнакомых людей поддерживали в эти непростые дни Андрея и Катю. Катя вспоминает о каждой встрече с невероятной теплотой и благодарностью ко всем тем, кто молился за ее сына, посылал ему лучи позитивной энергии, присылал любимые игрушки и привозил вкусную еду, помогал с подвозкой. О медперсонале больницы «Шнайдер», врачах, медсестрах, психологах, физиотерапевтах она говорит, как о людях, которые дарили ее сыну высокий профессионализм и душевное тепло. Каждый поддерживал семью Курмалевых, как мог. В ее сумке множество талисманов, переданных ей для сына. Один из них – это «Теилим», которые принадлежали другу семьи, тезке Ромы и сопровождали его во время военных операций.
На фото: Ромочка с Мириам Шелинговской, другом семьи.
— Чтобы Вам хотелось сегодня, Катенька? — спросила я ее на прощание.
— Домой, — ответила она, — и быть дома вместе. За одним столом. Все остальное, красивые вещи, интересные путешествия, это прекрасно. Но это излишки, которыми люди себя радуют. А у меня – главная радость – вот он. Мой мальчик, который со мной…Больше никаких планов я не хочу строить.
Ромочка, которого близкие называют Ромашкой, самый большой оптимист на свете, очень добрый и ласковый мальчуган. Когда его попросили загадать желание, он сказал, не задумываясь, что мечтает , чтобы не было детских больниц, чтобы ни одна мама не плакала по ночам …Это сказал мальчик, который с годика находился на диализе почек…
Он любит рисовать, играть с ребятами, смотреть мультики и представлять себя Суперменом.
Ромочка уже дома… Впереди еще много медицинских проверок, процедур, постоянное наблюдение, множество ограничений. Но они – дома. Вместе. За одним столом. Мама, папа и их сыновья.
И хочется верить, что совсем скоро Ромочка сможет, как и его сверстники, учиться в школе, получать хорошие и плохие оценки, баловаться на переменке. Быть, как все… О большем счастье Катя и Андрей не мечтают.
А сегодня от всей Души хочется поздравить маленького Супермена и его родителей — с семилетием сына и пожелать — Здоровья и Радости!
Наш,Гибор-Ромочка! С Днем рождения тебя дорогой! В твоей жизни тебя ожидает все только самое светлое и доброе! Все тяжелое ты уже прошел! Счастья тебе и здоровья! Расти на радость своим родным и близким,и всему Израилю! Мазаль тов,лехаим,до 120-ти!
Присоединяюсь! Амень!
Здоровья и счастья Ромашке!!!!! Терпения и счастья замечательным родителям.
Восхищена, покорена подвигом родителей. Поздравляю с днём рождения Ромашку. Не знаю, что и написать, сердце переполнено благодарностью ко всем людям, которые помогали ему выздороветь. Счастья и удачи вашей семье, где царствует любовь.
Спасибо большое Автору очерка о мальчишке Роме!
Рада, что почитали, Александр!
Счастья этой мужественной красивой семье! С Днем Рождения, Ромочка!
Крепкого тебе здоровья, Рыжик!
Линочка,как я рада за эту семью и за Ромочку! Сильные Добрые люди! Пусть горя они больше не знают! Ромочке Удачи и До 120 без больниц!
Хочу надеяться и верить, что все страдания, выпавшие на долю Ромочке и его родителям, позади. Пусть впереди будет только радость и безграничное счастье. Ромочка — совершенно солнечный мальчик, красавец и, судя по его рисунку, очень талантливый человечек. Он супермен по жизни! А рядом с такими родителями он силён вдвойне! Лина, рассказав об этой семье, Вы позволили нам всем тоже пожелать им счастья! Ромочке — мазаль тов и до 120!!!
Удивительно трогательная история.
Пусть хранит Создатель и Ромочку и всех наших малышей.
Обоим Родителям, но особенно маме -огромное уважение и поклон.
Это и есть Героизм !
Благодарю Вас за эту публикацию.