Хорошо родиться красивой, замечательно родиться талантливой. Родиться красивой и талантливой – счастье вдвойне. И вдвойне нагрузка. На тебя смотрят и оглядываются. Мимо тебя не проходят равнодушно. Тобой заслушиваются. Но тебя и судят вдвойне строже. С талантливых и красивых людей спрос велик.
Тамара Гвердцители выходит на сцену и тысячи человек попадают в плен ее обаяния. Охарактеризовать ее образ можно одним словом – изысканность.
Она во всем образе певицы и в подборе ее репертуара. У Тамары практически нет песен, которые подпеваются залом, и нет песен, которые можно напевать просто так, за рулем автомобиля и в ванной. Ее песни не поются в кругу друзей и не исполняются в ресторанах. Они – только ее. И Тамара отвечает за них…
А репертуар певицы удивительно разнообразен. Она поет на разных языках. На грузинском — о стране, в которой родилась и выросла. Род ее отца относится к аристократическому княжескому роду Грузии. Песни на иврите Тамара посвящает Эрец Исраэль, с которой связана кровными узами, ведь Инна Владимировна, мать Тамары – еврейка, ее корни из Одессы, из семьи раввинов. И самые дорогие своему сердцу песни Тамара посвящает сыну и своей маме, с которой мне было приятно познакомиться.
В репертуаре певицы романсы на стихи любимой поэтессы Марины Цветаевой. Вечный крик женской души… «Бог, не суди, ты не был женщиной на земле». На французском — она исполняет романтические песни Мишеля Леграна и Шарля Азнавура.
В начале декабря певица была гостьей Израиля, она выступила с новой концертной программой «И вечная весна…». Название программы дал популярный хит, написанный Давидом Тухмановым и Игорем Шафераном. И исполнялись на концерте любимые песни прошлых лет и было немало сюрпризов, среди них новые песни, одна из которых «Река Тамара» специально написана для певицы израильскими авторами Игорем Бортником и Александром Уманом.
А наша беседа с Тамарой Гвердцители вышла за границы творчества певицы. О жизни, музыке и любви…
— Тамара, в каком возрасте вы стали заниматься музыкой?
— В пять лет. Вообще, моя мама утверждает, что определила мои музыкальные способности еще, когда мне не было года. А в пять лет я поступила в музыкальную школу на класс фортепьяно. В десять лет стала солисткой детского музыкального коллектива «Мзиури», очень популярного в те годы в Грузии и за ее пределами. Ну а затем была консерватория.
— Вы помните свое первое выступление?
— Трудно поверить, я ведь была совсем малышкой, но помню его. Мне было три годика, а моему братику – два, и мы участвовали в концерте, который записывался на грузинском телевидении. Пели песню: «Топ-топ, топает малыш». Я была в нарядном голубом платье. И навсегда запомнила свет софитов на сцене. Это ведь было впервые в моей жизни.
— Тамара, в вашем репертуаре много песен на стихи Марины Цветаевой. Вам близко ее творчество?
— Читая строки Марины Цветаевой, я могу до бесконечности соглашаться с ее мыслями. Цветаева, как она сама писала, выразила в своих стихах вопль женщин всех времен. Немногие поэты смогли проникнуть в суть женского бытия, как она.
— В своей анкете Марина Цветаева писала, что ее любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи и одиночество. А у вас, Тамара?
— Пожалуй, отвечу так: Семья, Музыка и Сцена.
— Вам приходилось жить в Грузии, России, Франции, США. Какое место на земле комфортнее для вас?
— Наверное, то место, где ты знаешь, что тебя любят и ждут.
— Я знаю, что обычно вы завершаете свои концерты великолепной песней «Виват, Король!».
— Да, это традиция. Я посвящаю ее дорогим мне артистам: Аркадию Райкину, Майе Плисецкой, Владимиру Высоцкому, Марине Влади, Людмиле Гурченко…Но в этой концертной программе я посвящаю ее великому режиссеру, которого всегда будет нам не хватать, Эльдару Александровичу Рязанову…
— А какова история ее создания?
— Эта песня была написана в честь прощального матча Олега Блохина, лучшего игрока киевской футбольной команды «Динамо», и впервые прозвучала на вечере, посвященном его уходу из большого футбола. Было это в Киеве в 1989 году. А потом эта песня стала настолько популярной, что вошла в двадцатку лучших советских песен.
— Тамара, расскажите о вашем сотрудничестве с Мишелем Леграном?
— Когда я работала в Париже, мой импрессарио послал Мишелю Леграну кассету с записями моих песен. Маэстро понравилась музыка и исполнительская сторона моего творчества. Он предложил мне встретиться, и в результате этого знакомства состоялись наши совместные выступления. Я непременно исполняю его песни на своих концертах. Они умеют особо передать состояние женской души.
— Остается ли у вас время на увлечения вне музыки?
— Нет. Это плохо, что не остается времени на хобби. Но что делать? Музыка забирает все.
— А в чем она вам помогает?
— Во всем! У Марины Цветаевой есть такие строки: «Все чего не будет в жизни, я найду в своих стихах». Я позволю себе перефразировать гениальную русскую поэтессу: «Все чего не будет в жизни, я найду в своих песнях и музыке».
— А вы пишете стихи и музыку? Есть ли у вас песни на ваши слова.
— Музыку пишу, стихи – очень редко. Да, у меня есть несколько таких песен. Но…понимаете, это несопоставимо. Несопоставимо с настоящей высокой поэзией, которой хочется дышать…
— В вашем творчестве продолжается духовная связь с поэзией Марины Цветаевой?
— Десять лет назад вышел диск с песнями на ее слова. Но диск, это нечто другое, он не дает живого контакта с аудиторией. И я вынашиваю мечту — создать концертную программу, посвященную поэзии этой великой поэтессы.
— Знаю, что ваш сын занимался в школе искусств. Он тоже нашел себя в музыке?
— Нет, Сандро завершает учебу в Лондонском университете. Он сейчас пишет диссертацию и в будущем видит себя ученым — историком. Это его стезя… Он изучал музыку, но не выбрал, это как профессию. Понимаете, музыке нужно отдать всего себя. И делать это следует добровольно, иначе, это будет не радость творчества, а страдание.
— Когда приходит пик славы, как к этому относиться? Как вообще относиться к славе, Тамара? Это бремя или подарок судьбы?
— Слава, очень громкое слово. Я бы сказала — популярность. Это несколько дурманящее состояние. Конечно, признание и любовь зрителя очень приятны. Но это ведь и огромная ответственность. Ты не можешь работать и звучать в пол силы. Даже на восемьдесят семь процентов не можешь. А только на сто! И ты не имеешь право плохо выглядеть или неустойчиво стоять на высоких каблуках. Если ты не сможешь быть «самой – самой» на сцене, значит, надо уходить. Популярность обязывает.
— А есть ли у вас свой секрет молодости и красоты?
— Нет, особых секретов не храню. Делаю все, чтобы поддерживать себя в нужной форме. Но я, как человек, рожденный в Грузии, люблю вкусные яства и хорошее красное сухое вино.
— А какая черта особо важна женщине?
— Думаю, что достоинство.
— Я слышала, что у вас коллекция красивых вееров. Как возникла идея такого увлечения?
— О, это история уходит корнями в далекую юность. Когда мне было семнадцать лет, я оказалась в Испании и познакомилась с испанским юношей. Мы понравились друг другу, сложились очень красивые, трогательные отношения. Мы, конечно, мечтали быть вместе… Но это были не те времена, когда советская девушка легко могла поддерживать дружбу с иностранцем. И с годами этот трогательный юный роман ушел в прошлое… А тогда, я получила в подарок от него первый веер. Через много лет решила собирать коллекцию, в память о тех светлых отношениях. Сейчас в ней больше полусотни вееров. Привожу их из гастрольных поездок, получаю в подарок от друзей. Получилась очень красивая яркая коллекция.
— Вы поете на разных языках. Есть ли у вас приоритеты?
— Знаете, я подумала сейчас, что на самом деле, когда я пою, то забываю, на каком языке это делаю. Получается одно органичное целое: музыка, слова, песня. И я живу этой песней.
— Какое время года вы предпочитаете?
— Весну и лето. Я – человек южный и люблю тепло.
— Вы бывали в Израиле и ранее. Какое впечатление от нашей страны у вас самое яркое?
— Я бы не хотела повторять известную всем фразу, что Израиль начинается с Иерусалима и что Иерусалим – святое место. Для меня аромат всей страны представляется единым целым.
— А чтобы вы хотели пожелать читателям этой статьи?
— Однажды я была в Нетании в день, когда там произошел террористический акт. Я шла по центральным улицам города и видела, что люди в шоке. Страшно, когда в Москве взрываются дома. Страшно, когда в центре курортного города взрываются люди. Я желаю всем мира и желаю людям разобраться, где их друзья, а где враги. И да хранит нас наша Судьба.
— Спасибо за добрые пожелания, Тамара. А скажите, волнение перед концертами – это явление временное для артиста?
— Нет. Как раз, наоборот. Я начала выступать самостоятельно в семнадцать лет. В юности меньше волнуешься, полагаешься на свой талант. А когда становишься признанной певицей, от тебя ждут чего-то большого, неординарного, и ты всегда обязана оставаться на высоте. А это нелегко.
Тамара Гвердцители – немногословный человек, что для женщины считается большой редкостью. Ее стихия – музыка. Так и поется в одной из ее песен: «Спасибо, музыка, тебе, что мы с тобою неразлучны…»
Хорошо родиться красивой, замечательно родиться талантливой. Но особое счастье у того, кто несет по Жизни в душе музыку вместо слов.
Необычна она! Сверх сил!..
М. Цветаева
Я хочу подарить своим читателям записи песен Тамары Гвердцители, сделанные мною во время ее хайфского концерта, после которого мы и встретились для этого интервью.
«Золотой Иерусалим»
«Шербургские зонтики»
«Река Тамара» Премьера песни
Линочка,Браво и Вам и Тамаре! СПАСИБО!
Спасибо, за такое теплую беседу.
Много лет здоровья Тамаре
.