А мне кажется, что сказки никогда не уходят из нашей жизни. Даже, когда мы давно вышли из возраста читателей сказок. Они возвращаются с младшими братьями, затем с нашими детьми, позже, с внуками. Возвращаются на страницах старых пожелтевших книжек, или в кадрах фильмов. Таких, как фильм «Золушка»
«Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг!»
Помните песню? А ее исполнение? И Золушку всех времен?
Дивная Золушка, надо сказать. На мой взгляд, не может быть лучшей Золушки.
А может быть, это взгляд из Детства…
Но определенно, эта роль стала главной ролью Янины Жеймо, маленькой обаятельной актрисы советского кинематографа.
С трех лет Янина выступала в цирке. Ей приходилось быть наездницей и гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком. И она была -совершенна миниатюрна, беззащитно — обаятельная…
В жизни пришлось ей познать много бед. Цирковое детство в холодных вагончиках, тяжелые болезни и переломы, раннюю смерть отца, недовольство матери ее профессиональным выбором, неудачные браки… Первый муж оказался картежником, второй изменил ей, не дождавшись ее приезда из блокадного Ленинграда в Узбекистан.
Но были в ее жизни и счастливые моменты, это благополучный третий брак, дети Янина и Юлий.
Внуки, которым она очень радовалась, переехав в Польшу и став просто мамой, бабушкой и женой…
Юлий Жеймо рассказывал о маме: ««В Варшаве мама полностью смогла посвятить себя семье. Она даже научилась готовить, хотя жутко не любила это дело. Пекла потрясающие пироги с капустой и угощала гостей сладким хворостом. А я, когда женился и съехал с родительской квартиры, старался каждые выходные баловать маму ароматным пловом и обожаемым ею творожником собственного приготовления. Она часто сопровождала мужа на съемках и порой давала ему дельные советы. Она поддерживала связь с русскими актерами. Они приезжали к ней в гости. Михаил Пуговкин, Вячеслав Тихонов и многие другие засиживались за столом до глубокой ночи. Делились новостями, травили анекдоты и вспоминали былые времена.»
И все же, для актрисы Янины Жеймо главным в жизни стал фильм «Золушка»… Звездная роль!
О том, как Жеймо стала Золушкой рассказывают в ее биографии:
«Евгений Шварц, известный драматург и сценарист, пробирался по темным коридорам «Ленфильма», когда увидел поразившую его картину. Прекрасная девочка в пышном платье с белыми кружевами сидела на груде старых афиш, грустно уставившись в стену. «Да это же моя Золушка!» — подумал Шварц.
Он не сразу узнал Янину Жеймо, чьим поклонником давно являлся. И его совсем не смутило, что «девочке» было 37 лет, и в тот момент в ее руке дымилась сигарета. Шварц поставил режиссеру условие: в его «Золушке» главную роль должна играть только Жеймо! Саму Янину эта перспектива обрадовала и вдохновила.
Актрису нисколько не смущало, что придется изображать 16-летнюю -ровесницу ее дочери. Янина Костричкина рассказывала: перед тем как браться за роль, ее мать частенько отправлялась в парк и играла в салки с мальчишками. Те всегда принимали ее за свою, а один раз даже чуть не побили: спасибо, спасла продавщица, которая отправила ее домой со словами: «Иди к матери и скажи, чтобы одну тебя гулять не отпускала!» Верили… «Феномен Жеймо» работал!
Многие актрисы хотели заполучить роль Золушки, и вокруг Жеймо плелись интриги. Худсовет тайком отсматривал молодых и красивых, но менее талантливых актрис. Даже сам Сталин высказался против кандидатуры Жеймо. По своей непросвещенности «отец народов» считал, что в советском кино должны играть только такие актрисы, как его фаворитка Любовь Орлова.
Однако в 1947 году «Золушка» с Жеймо в заглавной роли вышла на экраны СССР и имела оглушительный успех. На улицах Янину окружали толпы поклонников, школьницы просили автографы и с придыханием шептали: «Настоящая Золушка!»»
А сама Янина Жеймо сказало об этой роли так:
«- Моя внешность — определила амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков. Был успех, очень большой… Когда я играла Золушку, мне было 37 лет, а героиня была ровесницей моей дочери.» — рассказывала Янина Болеславовна. Ее рост был меньше 148 см, а ножка — 31 размера.
Так что много хрусталя на Главную Туфельку не понадобилось.
А между тем, эта хрупкая женщина во время войны находилась в блокадном Ленинграде. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях и парках, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Лишь в конце 1942 года Янина эвакуировалась в Ташкент – туда переместилось кинопроизводство.
Последние тридцать лет Янина Болеславовна жила в Польше, уже не снималась. А после… вернулась в Россию. Ее не стало 29 декабря 1987 года. В канун Нового Года, который всегда связан со сказкой…
По завещанию она похоронена в Москве на Востряковском кладбище.
Может быть, вспомним фразы из этого чудесного фильма, многие из них стали крылатыми.
*
Не осуждайте меня. Жена моя — женщина особенная. Её родную сестру (точно такую же, как она) съел людоед, отравился и умер. Видите, какие в этой семье ядовитые характеры.
*
— Ведь это очень вредно — не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Ведь так и заболеть можно.
*
— Работаю как лошадь: бегаю, хлопочу, выпрашиваю, выспрашиваю, упрашиваю, очаровываю… Добываю и добиваюсь. У меня такие связи, что сам король может мне позавидовать.
*
— Сейчас-сейчас буду делать чудеса. Обожаю эту работу. Мальчик! Волшебную палочку…
*
— Не кланяйтесь! Не делайте реверансы на ступеньках — это очень опасно.
*
— Пять и три — девять. Итого девять знаков внимания высочайших особ. Ну, теперь, мои дорогие, я добьюсь приказа о признании вас первыми красавицами!
*
— Следующий фант ваш. Сделайте что-нибудь эдакое — доброе, волшебное, чудесное. И приятное для всех присутствующих.
*
— Мальчик-то как разрезвился!
*
— Почему мне до сих пор не доложили, что ты уже вырос?
— Папа, я тебе уже спел об этом целую песенку!
*
И вот вы понимаете, какая штука получается. Только он поговорил с девушкой серьёзно, как она сбежала..
— Это бывает…
*
— Подожми пятку…
*
— Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде. Ничего, я поссорюсь с соседями. Это я умею!
*
— Как это глупости какие, взгляните на ее ножку, государь.
— А зачем мне смотреть на ножку, когда я и по лицу вижу, что это не она!
*
— Какое сказочное свинство!
*
— Крошки мои, за мной!
*
— А ещё корону надел!
*
— Я не волшебник. Я только учусь. Но дружба помогает нам делать настоящие чудеса!
*
И самая важная, как мне кажется, ключевая фраза этого лучшего фильма — сказки:
— Связи связями, но надо же в конце концов и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: «А что вы, собственно говоря, можете предъявить»? И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, и сердце — справедливым.
***
Кстати, скамеечку, на которую Янина становилась в радиостудии, чтобы достать до микрофона, называли «жеймовочка».
Светлая Память…