Никто из нас не застрахован от ситуации, в которой ему может срочно потребоваться медицинская помошь.Во вторую субботу сентября отмечается Всемирный день оказания первой медицинской помощи. Важный и нужный день.
А еще этот день можно считать Днем Памяти доктора Давида Аппельбаума, погибшего 9 сентября 2003 года вместе с дочерью Навой в террористическом акте, Это случилось во время взрыва в иерусалимское кафе «Гилель», накануне свадьбы Навы. Отец и дочь решили в тот вторник провести вечер вместе. Когда они устроились за столиком, палестинский террорист, обвязанный поясом смертника, попытался проникнуть в соседнюю пиццерию, но охранник вытолкнул его. Тогда он вбежал в кафе «Гиллель» и рванул детонатор еще в двери.
Доктору Аппельбауму было пятьдесят, его дочери Наве — двадцать. На следующий день в киббуце Рамат-Рахель Нава и ее жених Ханан должны были стоять под хупой в окружении родных и друзей. Отец, завершив командировку в США, где он участвовал в конференции, вернулся домой, чтобы быть рядом с дочерью в этот счастливый день. Но дня не было. Была ночь, беспросветная ночь…
Хочется, чтобы знали о нем, Докторе с большой буквы.
Доктор Давид Аппельбаум был специалистом по оказанию помощи жертвам террора. Его знали, как человека, всегда первым прибывавшим на место происшествия для оказания помощи. Он же ввел ряд эффективных нововведений по оказанию первой помощи тяжело раненым.
Доктор Аппельбаум в 1972 году окончил университет Рузвельта в Чикаго. У него было несколько образований. Он получил вторую научную степень по биологии в Северо-западном университете. В 1978 году окончил Медицинский колледж Огайо в Толедо. Он был также раввином, учеником рава Аарона Соловейчика. В начале восьмидесятых доктор Аппельбаум репатриировался в Израиль. Здесь он занимался проблемами тромболиза, процедуры, помогающей рассасыванию сгустков крови при инфарктах, а также основал частную клинику срочной неотложной помощи, названную Terem. Работа клиники была очень эффективной и возникла целая сеть таких приемных покоев, где оказывалась срочная помощь.
Доктор Аппельбаум приходил на работу в половине седьмого утра, и уходил очень поздно. «Он всегда оставался, пока не оказывал помощь последнему больному», — так говорили о нем. Если случалась автокатастрофа, или любое другое экстраординарное событие, его на месте происшествия можно было увидеть первым из медиков.
Даже находясь в США, он справлялся о состоянии своих пациентов в Израиле и следил, чтобы каждому была своевременно оказана помощь. И врачи и коллеги говорили, что доктор Аппельбаум внушал уважение и почтение. А еще, у него всегда была на лице улыбка.
Он не был завсегдатаем кафе и оказался в «Гилель» случайно. Хотелось посидеть с дочерью вдвоем. Дать ей последние отцовские напутствия перед свадьбой. Сотни гостей ожидались на этом торжестве. Но вместо того, чтобы вести двадцатилетнюю дочь под хупу, доктор Аппельбуам вместе с Навой были похоронены на кладбище Гиват Шауль в Иерусалиме. И тысячи пришли проводить отца и дочь в последний путь.
«Он являл собой редкое сочетание духовности и гуманизма. Это человек, отмеченный искрой Божьей», — так говорили о нем на похоронах.
В день своей смерти доктор Аппельбаум вернулся из Нью-Йорка, он участвовал в научной конференции, посвященной оказанию помощи жертвам терактов. В понедельник он представил доклад, в котором рассказал, какие виды помощи оказывают жертвам террористов-смертников в иерусалимской больнице «Шаарей Цедек», где он возглавлял приемный покой и службу неотложной помощи. Вскоре после этого он вылетел в Иерусалим вместе с родственниками, спешившими в Израиль на свадьбу его дочери.
Главрач больницы «Шаарей Цедек» доктор Йонатан Галеви через восемь минут после теракта в кафе «Гилель» уже был в больнице, готовясь спасать раненых. Но обычно доктор Аппельбаум всегда оказывался на месте раньше него. И обнаружив его отсутствие, доктор Галеви очень удивился. А когда не смог дозвониться к нему, то заподозрил, что случилось что-то серьезное. Двадцать лет Давид Аппельбаум был связан со службой скорой помощи «Маген Давид Адом», и медики сразу опознали его тело в кафе…
Хочется отдельно сказать о Наве Аппельбаум. Она была третьей из шестерых детей доктора. Старшему было 25, младшему — 12. Перед свадьбой Нава, как и большинство религиозных девушек из семей «вязаных кип» , завершила альтернативную службу. Она выбрала сложное направление, ухаживала за детьми, страдающими онкологическими заболеваниями. Встретила и полюбила молодого человека… Жизнь только начиналась…
В этом теракте погибли семь человек. Кроме Давида и Навы жертвами стали Давид-Шимон Авизадрис (51) из Мевасерет-Цион; Шафик Керем (27) из Бейт-Ханины; Алон Мизрахи (22 ) из Иерусалима; Гила Моше (40) из Иерусалима; Йехиэль (Емиль) Туболь (52) из Иерусалима. В больницах оказались пятьдесят раненых.
Среди погибших был Алон Мизрахи. Он работал охранником после окончания службы в армии и в тот сентябрьский день 2003 года заслонил вход террористу — самоубийце, но предотвратить взрыв он не мог…
В конце прошлого года в теракте погиб сын его брата Зив Мизрахи. О трагедии семьи Мизрахи можно почитать в очерке «ПОПЛАЧЬ, ДЕВОЧКА, ТЫ ПОПЛАЧЬ… ПАМЯТИ ЗИВА И АЛОНА МИЗРАХИ.»
Светлая Память им…