Это должен был быть замечательный отпуск… Cемья Гринфельд из поселения Маале-Михмаш, расположенного в самарийском районе Биньямин, родители и четверо детей отправились в путешествие по Кавказу. Грузия, величественная страна открылась молодым израильтянам. Но произошла трагедия. Они ехали по Тушетской дороге, одной из наиболее опасных дорог в Грузии, и автомобиль Тойота сорвался в пропасть с восьмидесятиметровой высоты. Это случилось поздно вечером в понедельник, 10 октября, недалеко от курортного городка Торгвас Абано. За день до Судного Дня. Погода в тот день была по настоящему осенней, сильный туман, гроза, размытые обочины дороги…
Погибли младшие дети в семье, пятилетний Наво и десятилетняя Ахиноам. В тяжелом состоянии находится их мама Ноа. Ханох Гринфельд, отец и двое сыновей так же пострадали.
Сестра Ханоха, израильская кинематографист Шоша Гринфельд рассказала на своей странице в социальной сети Фейсбук, что произошло в тот трагический вечер, поделилась первым рассказом своего брата:
«Ночь была туманная, и мы ехали со скоростью, десять километров в час. Я не знаю, как это произошло, но вдруг машина потеряла управление и соскользнула вниз с обрыва. Всего несколько секунд… После которых я открыл глаза. Вокруг стояла мертвая тишина и тьма.
В первое мгновение мне показалось, что я умер, но потом я увидел Ахиноам, и когда понял, что ее больше нет, мне на самом деле захотелось умереть. Но в этот момент я услышал голос сына. Он позвал: «Папа». Это был Иври, который вернул меня к жизни.
Недалеко от машины я увидел Ноа, она сказала, что не чувствует ног и спросила о детях. Я не смог рассказать ей в ту минуту правду…
Я вместе с Иври пытался взобраться по склону, но он был слишком крутым. И вдруг я заметил фары приближающейся машины. В этот момент я все таки добрался до верха. Из машины вышли трое местных жителей. Я собрался вернутьяя за сыном, они увидели, что я хочу спуститься, и запретили это делать. Но я все же по веревке спустился вниз. Там я связал себя и сына и крикнул им, чтобы тянули нас наверх».
Страшная непоправимая беда пришла в семью Гринфельд. Не первая трагедия… Во время Второй Ливанской войны погиб Иеуда Барух Гринфельд, брат Ханоха. Он находился в киббуце Кфар Гилади в ожидании приказа о следующих действиях, и «Катюша», разорвавшаяся рядом с группой резервистов, оборвала жизнь его и еще одиннадцати военнослужащих ЦАХАЛА. Без отца растут дочка и сын…
Пишет Шоша о том, что не знает как рассказать бабушке Ципоре, потерявшей всю семью во время Катастрофы, похоронившей двадцатисемилетнего внука, как рассказать ей о новой беде, гибели маленьких правнуков.
Но мой очерк не только о трагедии и боли. Он — о высоких поступках человеческих, о необыкновенном единстве, солидарности, которые так своейственны народу моей страны. Здесь умеют прийти на помощь и готовы всегда…
Об этом рассказал Исраэль Ганц, заместитель руководителя районного совета Мате Биньямин. Его открытое письмо я перевела на русский язык:
«Так случилось, что в этот Судный День я мало молился. Но я стал участником одной общей большой Молитвы. Я мало был в синагоге, но я узнал народ Израиля таким, каким он бывает в Судный День…
Трагедия случилась, тяжелая беда коснулась одного из поселений нашего района. В автомобильной катастрофе в Грузии пострадала семья, погибли дети, тяжело ранена их мама. Ранен отец и двое сыновей.
Но эта непоправимая беда помогла мне открыть наш удивительный народ…
Я встретил друзей, которые моментально взяли на себя все расходы по возвращению семьи на Родину.
Я встретил врачей, которые находились в синагоге и перед молитвойы «Коль Нидрей» по срочному терефону получили звонок, что нужно лететь в Грузию. В тот же момент они оставили молитву, собрались в дорогу и вернулись домой в страну, только в конце Судного Дня.
Я встретил людей, которые помогали решить все срочные организационные проблемы, в промежутках между молитвами, не прекращая пост. Людей, которые за несколько минут до этого не слышали о семье Гринфельд, но сразу были готовы прийти на помощь, несмотря на особенность этого дня. Организация всех вопросов, касающихся подготовки амбулансов «Скорой помощи» была оперативной.
Мне пришлось ехать в аэропорт по совершенно пустым трассам. Я видел аэропорт закрытым, каким он бывает только в Судный День, но сотрудники аэропорта оставили свои дома и прибыли, чтобы открыть его. А руководство министерства транспорта дало указание открыть воздушное пространство Израиля для того, чтобы принять раненых. Это произошло впервые за последние семь лет.
Я видел медиков больницы «Адасса Эйн Керем», которые по первому зову оставили дома и были готовы оказать первую помощь посрадавшим, и как только самолет прибыл, все было готово. Не думаю, что в каждой стране было бы так…
В этой Судный День я видел лицо своего народа. Мне осталось только поблагодарить каждого. И Всевышнего за то что я — частица этого народа!»
А мне осталось добавить, что вчера Ханох и Ноа Гринфельд и их сыновья Ифтах и Иври вернулись в Израиль. Сегодня из больницы пришло сообщение, что в состоянии Ноа есть незначительное улучшение. Но и это ведь очень важно…
А детей хоронят завтра, 14 октября. Очень больно и очень жаль…
Хочется вспомнить лучшие минуты в жизни семьи Гринфельд.
И пожелать им Мужества!
С болью и слезами прочла.. Лина, спасибо.
А как иначе… ((
Такая трагедия,ЛИНОЧКА! Но в тоже время жизнеутверждающий оччерк! Народ ИЗРАИЛЯ ДУШЕВНЫЙ И КРЕПКИЙ! СЛАВА ТЕМ КТО ТАК ПОМОГ И МУЖЕСТВА РОДИТЕЛЯМ ПОТЕРЯВШИМ ДЕТЕЙ..До слёз обидно..
Да, очень очень жаль, что так сложились судьбы…
Линочка,какая трагедия,до слёз..Но,как крепок и душевный Израильский Народ! Остаётся Гордиться и Восхищаться таким народом! Слава тем кто ТАК ПОМОГ,И СИЛ ДУШЕВНЫХ РОДИТЕЛЯМ..
Примите мои соболезнования. Слова утешения мало помогают…
Душевных сил родственникам, Уважение всем , кто откликнулся
и помог. Человеческая жизнь в вашей стране заслуженно дорога)
Спасибо, Валентина.