Его «замолвил» режиссер Леонид Парфенов, сняв трилогию о нашей жизни в стране исхода. А вчера первая часть этой документальной трилогии демонстрировалась в Хайфе в рамках культурного проекта «MAVO», который обещает нам немало интересного в будущем.
А пока Парфенов и его «русские евреи»… Фильм поставлен с большим уважением и интересом автора к описываемым событиям. И этот интерес — увидеть и узнать, что будет далее, передается зрителю в зале.
Первая часть трилогии посвящена дореволюционному периоду в жизни еврейской общины, который начинается в фильме с конца восемнадцатого века, времени разделов Польши, присоединения польских земель к Российской империи, а значит, и присоединения многочисленных еврейских местечек. Интересная мысль звучит в фильме, автор утверждает, что не евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям….
Но как бы они не оказались на нашей доисторической родине, было их там много. И лишь отдельные яркие судьбы смог осветить в своем рассказе Парфенов. Он поставил перед собой цель — рассказать о евреях, сыгравших роль в русской культуре и политике.
И ведет режиссера судьба героев — с места на место, из города в город, из Киева в Плес, из Одессы в Санкт-Петербург, из маленького местечка Сатанов на Землю Обетованную…Мне кажется, что на этот фильм, демонстрируемый с титрами на иврите, хорошо бы пойти с детьми возраста студентов и старшеклассников, которые смогут сделать для себя не мало открытий.
Но и нам, взрослым людям, знающим о житье-бытье на бывшей родине, фильм окажется интересным своей необычной концепцией и виртуальными эффектами. Будучи документальным, он производит впечатление игрового, практически оживив своих героев, которые говорят с экрана, танцуют, руководят страной.
Да, конечно, Плес – это Левитан
Одесса – это Зеев Жаботинский, Давид Ойстрах и Мишка Япончик,
Киев – это убийство Столыпина и дело Бейлиса, хорошо знакомое нам по истории.
Но когда присяжные, простые ремесленники и крестьяне, оправдывают несчастного отца пятерых детей, обвиненного в ритуально убийстве, начинаешь верить в добро.
Особенно, если рассказывается об этом в фильме после страшных эпизодов Кишиневского погрома 1903 года и других погромов…
А знаменитый хрестоматийный Разлив, это отнюдь не только Ленин, но и Григорий Зиновьев, бывший Григорием Евсеевичем Радомысльским, который вместе с Владимиром Ульяновым скрывался от преследований Временного правительства в шалаше на озере Разлив, но в течение полувека этот факт ни разу не был упомянут в исторических источниках. Так и привыкли мы, что сидел Ленин в шалаше, чуть ли не, как на необитаемом острове.
Конечно, можно было узнать что-то новое и о тех людях, биография которых кажется, давно знакома нам. Например, не приходилось мне раньше читать, как Леонид Утесов стал учащимся одесского коммерческого училища Файга. А все очень просто, чтобы приняли еврейского ученика, родителям мальчика нужно было за свой счет содержать одного нееврейского ученика. И приходилось Осипу Вайсбейну оплачивать обучение своего сына Леди и еще сына одного одесского мясника Андрюши, которого он не только учил, одевал, но и бутерброд ему передавал.
А для создания образа первой еврейской музы русского авангарда Иды Рубинштейн
Леониду Парфенову пришлось использовать игру двух актрис, как он рассказал на творческой встрече после фильма. Одна прекрасно танцевала, но не была готова обнажиться, что и дополнила вторая актриса, раскрыв образ красивой, эпатажной женщины.
Пересказывать фильм не хочется… Как сказал сам Парфенов он не ставил цель описать всю дореволюционную историю русских евреев. Например, меня удивило, что не нашлось в этой серии места для рассказа о кантонистах. Но сам режиссер утверждает, что выбирал киногеничные судьбы, а таких историй немало оказалось на шестой части земли с названьем кратким Русь.
Главное же, фильм захватывает и не отпускает до последней минуты, динамичный, увлекательный и честный рассказ о тех, кто волею судеб стал русским евреем, влился в эту среду и оставил заметный след. След, не стирающийся уже века…
А следующие серии будут о временах более современных. Вторую серию, период с 1918 по 1948 годы, Парфенов называет периодом советской юдофилии. А третью, с 1948-го по 1990-й, характеризует, как период — от начала официальной юдофобии до массового исхода.
Кстати, после трилогии о русских евреях, обещает режиссер сделать подобный сериал о грузинах и немцах, сыгравших свою роль в жизни России.
А перед вами кадры из первого фильма документальной трилогии «Русские евреи»
Молодец Парфёнов.
Такое не забывается!!!