У меня есть привычка снимать неизвестных актеров. Возможно, зрителю не мешает шлейф ролей, который тянется за популярными артистами, а мне даже очень. Я люблю снимать актера, про которого мне не все, а может, и вообще ничего неизвестно. Тогда он у меня отождествляется с персонажем, и я могу в процессе съемок его разгадать. Это чувство можно сравнить с чувством писателя, который не знает, куда сюжет приведет его героя. Единственным исключением из моего правила скорее является картина «Послесловие», где я снял знаменитого актера Ростислава Плятта. И знаете почему? Я просто думал, а чем я смогу привлечь зрителя к картине, где все действие происходит в квартире? И я очень рад, что Ростислав Янович согласился на участие.
*
Создавать кино нужно, в первую очередь, от сердца, от души. А будет он «фестивальным» или нет, время покажет. Знаете, я не люблю, когда режиссер хочет быть заметным, когда специально демонстрирует свое мастерство. Мне кажется, важно, чтобы сам фильм был замечен, но при этом органичен.
*
Мы серьёзно относились к выбранной профессии, отчасти, может быть, и потому, что в наше время не было этой погони за новациями, за фестивальными успехами.
В каждом своем фильме я вижу недостатки, до сих пор мне хочется их исправить.
*
Образование ни в коем случае не помешает вам снять хорошее кино, но это не значит, что окончив кинематографический ВУЗ, вы сразу станете гением.
*
Главное — увидеть в актере возможность. Если ее нет, то насиловать актерскую природу бесполезно. […] Есть режиссеры, которые любят, чтобы все видели: он — главный. Мне это не нравится — когда режиссура, извините, «прет».
*
Два качества: абсолютная уверенность в том, что ты делаешь, и постоянные сомнения в этом. Если какое-то из этих качеств перевесит — плохо. Самоуверенный решит, что все, им сделанное, гениально. Нерешительность тоже ни к чему не приведет. Эти два качества необходимы режиссеру — одновременно!..
*
Один из любимых фильмов моего детства «Весна на Заречной улице».
Всегда симпатизировала Николаю Рыбникову, и в «Высоте», и в «Девчатах», особенно.
А в «Весна на Заречной улице» мне особенно нравился финал. Ответ главного героя на вопрос «Многоточие» экзаменационного билета по русскому языку:«Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое ещё осталось впереди…»
19 марта не стало режиссера этого фильма, замечательного Марлена Хуциева. Эту картину он поставил в 1956 году вместе с Феликсом Миронером и фильм стал одним из самых популярных и любим многими до сегодняшнего дня.
Затем были «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Был месяц май», «Послесловие» и «Бесконечность». В 1974 году Хуциев совместно с Михаилом Роммом и Элемом Климовым снял документальный фильм «И все-таки я верю…».
Он умер в реанимационном отделении Боткинской больницы на 94-м году жизни. В больнице он лежал вместе с женой Ириной Семеновной Соловьевой, членом сценарной редколлегии киностудии имени Горького. Ее не стало 5 января. Они были вместе со студенческих лет. Марлен Леванович пережил супругу на два с половиной месяца. ((
А знаете, как расшифровывается его имя? Очень просто, имя Марлен является акронимом и означает «Маркс, Ленин». ))
Преданный делу революции, отец новорожденного проявил инициативу. Матушка Марлена была актрисой из дворянской семьи. А отец — коммунист с дореволюционным стажем. Правда, это не помешало его соратникам в 1937 пустить ему пулю…Хуциев Мартын Леванович, комиссар Четвёртой гаубичной дивизии, после революции — заместитель наркома внутренней и внешней торговли СССР, был осуждён и расстрелян по 58-й статье.
Марлен Мартынович дожил до уважаемой старости, какое славное у него лицо на этих фотографиях. Они сделаны в 2018 году.
Кстати, когда его поздравляли с девяностолетием — юбиляр воскликнул легендарную фразу: «Не верю!»
А вам нравятся старые фильмы? ))
В этом году должен выйти последний фильм Марлена Хуциева. Над этим фильмом он работал больше десяти лет. И вот что знаменательно, участие в работе над этим фильмом принимал Игорь, единственный сын Хуциева. Они вместе написали сценарий.
Так анонсируют этот фильм: «История двух встреч Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова. Высоко ценя прозу молодого Чехова, давно признанный «живой классик» Толстой навещает его в больнице в апреле 1897 года. Спустя несколько лет уже Чехов приезжает к болеющему Льву Николаевичу в крымский дворец графини Паниной, где тот работал над повестью «Хаджи-Мурат». В доверительной беседе два гения обсуждают вопросы, которые волнуют их больше всего, – смысл жизни, смерть и бессмертие. Фильм от режиссера-классика отечественного кино Марлена Хуциева.»
А еще он однажды сказал: «Я боялся возвращаться туда, где был счастлив…»
Люди уходят. Остается Светлая Память…И многоточие…
Посмотрите этот замечательный отрывок из фильма и послушайте эту песню: