Мой рассказ об уникальном музее «Донна Грация», расположенном в одноименном отеле — бутике. Рядом с Тивериадским озером, у которого есть еще несколько названий. Моя благодарность — сотруднице музея, гостеприимной Ларисе Шиллер за профессионализм и радушие.
Дорога серебряной радугой повернула направо, и машина окунулась в зелень оливковых рощ. Ранее, во времена тамплиеров на этой дороге был проложен первый маршрут для телег, перевозящих пассажиров. И современный автомобиль вполне уютно вписался в древний придорожный пейзаж шоссе Хайфа – Назарет.
Чуть вдали, на возвышенности, полукруглые низкорослые деревья подобно зеленым пуговицам рассыпались по земле. Еще несколько поворотов, и мы начали спускаться с высоты двухсот метров над уровнем моря к глубокой впадине – Тивериадскому озеру, или, как принято называть его в Израиле, «ям Кинерет» . Дословно название озера переводится, как море – лютня, потому что в древние времена слово «кинор» обозначало лютню, а не скрипку.
Тверия, один из четырех святых для евреев городов, пережил взлеты и падения, стихийные бедствия и разрушительные войны. Сегодня, это цветущий курортный город. Гостиницы, в основном, расположены на самом берегу озера, на нижнем ярусе современной Тверии.
Кстати, до начала двадцатого века именно там селилось еврейское население города. Развитие новой Тверии началось в 1912 году, когда за пределами городских стен вырос жилой квартал «Ахва» (братство). А в 1920 году на среднем уровне берегового склона возник район Кирьят-Шмуэль, названный в честь Герберта Самуэля, первого английского верховного комиссара в Палестине. В настоящее время это район фешенебельных вилл и отелей.
По сравнению с ними, здание отеля «Донна Грация» смотрится достаточно сдержанно. Да и расположена гостиница чуть вдали от гряды других гостиничных комплексов. Однако, место это совершенно уникальное.
Там наиболее ярко знакомишься с жизнью необыкновенной еврейской женщины, благодаря которой возродилась Тверия.
Это произошло в 1559 году, четыреста пятьдесят лет назад. Но вернемся в начало шестнадцатого века, в Лиссабон. Там в богатой еврейской семье Наси, бежавшей из Испании в Португалию и вынужденной принять католичество, родилась девочка Хана. Впрочем, официально она была названа Беатри́с де Лу́на и о своем еврейском имени узнала лишь к двенадцатилетию. Семья, несмотря на преследования, сумела сохранить еврейские традиции. Замуж восемнадцатилетнюю Беатрис выдали за богатого торговца, шестидесятилетнего маррана Франсиско Мендес. Овдовев через десять лет, молодая женщина смогла достойно продолжить дела мужа, став настоящей бизнес-леди эпохи Ренессанса. Она владела целой торговой империей , включающей в себя ювелирную и судоходную компании , банки, и обладала доходами, превышающими капитал многих императорских дворов.
История жизни Донны Грации достойна пера хорошего романиста. Ей приходилось менять страны и города, успешно вести крупные сделки, познать взлеты и падения, предательство сестры и преследования инквизиции, быть приближенной к правителям государств. Но в течение всей яркой и непростой жизни эта женщина сохраняла преданность своему народу и поддерживала еврейские общины. Она субсидировала строительство больниц, приютов для сирот, синагог. Благодаря ей впервые был издан ТАНАХ на ладино — языке средиземноморских евреев. Его называют «Феррарской Библией». Сегодня в нью-йоркском музее иудаизма хранится экземпляр этой уникальной книги, и его факсимиле – в Иерусалиме.
Португальский еврейский поэт Самуил Ускве, посвятивший ей стихотворение «Утешение Израиля», назвал ее в поэтических строках впервые донной Грацией. В переводе с латинского языка — милостивой госпожой. С его легкого пера под этим именем Хана-Беатрис вошла в мировую историю.
Последние годы Донна Грация жила в Турции. Османская империя в тот период доброжелательно относилась к иудаизму и многие изгнанные испанские евреи нашли там приют. Донна Грация способствовала развитию еврейской жизни в Стамбуле. Одна из синагог города, построенная на средства Ханы-Беатрис, в ее честь называлась «Ла Сеньора»
Но все же душа этой удивительной женщины, названной Самуилом Ускве «сердцем своего народа» была в Эрец Исраэль.
Дона Грация выкупила у турецкого султана Тверию и занялась ее обустройством. Вокруг города появилась крепостная стена. Тверия стала привлекать евреев из разных стран, превращаясь в цветущий город, торговый и религиозный центр. Дона Грация умерла в 1569 году, не успев побывать в городе, который был возрожден, благодаря ее помощи, денежному и душевному вкладу. Ей было 59 лет.
До наших дней сохранился единственный портрет этой женщины, золотая медаль с ее профилем. Тонкие и одновременно волевые черты лица «бизнесвумен» эпохи Возрождения, о благотворительности которой помнят веками.
А тверианский отель – бутик «Донна Грация» — это экскурс в далекое прошлое, которое неожиданно оживает. Переступив порог гостиницы, оставив за дверью шум средиземноморской современной улицы, мы переносимся в эпоху этой великой женщины, возрожденную в дизайне отеля. Мебель, ковры, посуда, весь интерьер выдержаны в стиле Ренессанса и напоминают нам о жизни Донны Грации.
А главная изюминка ждет на втором этаже, где находится музей, в котором главные экспонаты – куклы в исторических костюмах. Проходя мимо освещенных витрин, в которых они расположены, мы совершаем путешествие в прошлое, во времена Донны Грации и проживаем с нею ее судьбу. Маленькие сюжеты ее большой жизни, вехи истории евреев средних веков. Тайное бракосочетание по еврейским законам, инквизиторы за работой, принятие королевской четой Испании – Фердинандом и Изабеллой приказа о требовании насильственного перехода евреев в христианство, встречи Донны Грации с императорами, передача ей первого экземпляра «Феррарской Библии».
Ощущение присутствия «машины времени» не оставляет в отеле «Донна Грация». В прохладном гулком холле, в стильных залах и гостиных, во всем декоре. Ну и, конечно, в возможности, почувствовать себя на несколько минут в эпохе средневековья, облачившись в исторические наряды, собранные в костюмерной гостиницы.
Словно под высокими сводами вестибюля звучит не только старинная музыка, но и эхо далеких времен, столь непростых для еврейского народа. Впрочем, простыми они не были никогда. Но во все времена появлялись люди с большим сердцем, преданной душой, такие как Дона Грация, имя которой носит этот необычный тверианский отель.
Ее мечта осуществилась спустя столетия. Мы идем по берегу «моря-лютни», любуемся красивыми современными зданиями, выросшими над Кинеретом, его бежевыми тихими закатами, и влюбленными парами древней и всегда молодой Тверии.
Моя благодарность — сотруднице музея, гостеприимной Ларисе Шиллер за профессионализм и радушие.
Уникальное место! И прекрасный ,полный истории и романтизма твоей репортаж,Линочка!Раньше не знала об этом отеле.похоже,что он воссоздан недавно? Очень хочется там побывать..