«Бейтар» — не только футбольная команда

Стандартный

Их лозунг: «В крови и в огне пала Иудея — в крови и в огне она возродится!»

Их символ — менора

Их приветствие : «Тель Хай»

Их форма — цвет земли Эрец Исраэль.

И гимн у них есть свой…

«Из праха и пепла
Из пота и крови
Поднимется племя
Великое, гордое племя;
Поднимутся в силе и славе
Йодефет, Массада, Бейтар.

Величие —
Помни, еврей,
Ты царь, ты потомок царей
Kорона Давида
С рожденья дана.
И вспомни короны сиянье
В беде, нищете
И в изгнаньи.

Восстань
Против жалкой
Среды прозябанья!
Зажги негасимое
Пламя восстанья,
Молчание — трусость и грязь.
Восстань! Душою и кровью
Ты — князь!

И выбери:
Смерть иль победный удар —
Йодефет, Массада, Бейтар.»

Эти строки принадлежат Зееву Жаботинскому, основателю молодёжной сионистской  организации, созданной в Риге в 1923 году. Ее датой рождения считается 23 декабря.

187eo8

«Бейтар» был назван в честь героя сионистского движения  Иосифа Трумпельдора. Это аббревиатура перевода с иврита: Брит Иосеф Трумпельдор — «Союз имени Иосифа Трумпельдора»

PikiWiki_Israel_413_Tel_Hai_חניכי_בית-ר_בתל_חי

Основателем Бейтара и  первым руководителем стал Аарон Пропес, его группа возникла раньше, но окончательно оформилась после встречи с Жаботинским.

zjabmeetingwithbetarleaderinwa

Почти одновременно  были созданы отделы «Бейтара» в Литве, Румынии, Польше. Первый съезд  движения проходил в Варшаве в январе 1928 года. Жаботинский был избран главой движения.

11747_600

Первый международный съезд представителей «Бейтара» произошел в Данциге в июле 1931 года. А в 1939 г. Командиром Бейтара Польши стал будущий премьер-министр Израиля Менахем Бегин.

Но у названия есть еще одна историческая основа: Так называлась последняя крепость еврейских повстанцев под руководством Симона Бар-Кохбы, которую римские войска захватили в 135 году нашей эры. Эта крепость продолжала быть еврейским оплотом даже после падения Иерусалима.

После возникновения государства Израиль «Бейтар» поддерживал политическое движение «Херут», а позднее —  «Ликуд».

А для меня символом  этой организации стал Барух Минкович, книгу которого я перевела с иврита. Совсем молодым человеком  Барух стоял у истоков ее создания в Риге. Он возглавлял работу с подростками. В январе 2015 года ему исполнилось сто лет.

5 (Medium)

Благодаря родителям Барух определил свое политическое мировоззрение очень рано. И рижскому «Бейтару» он посвящает главу в книге воспоминаний «Приговор — смертная казнь»

«Мой отец по мировоззрению был ревизионистом и поддерживал партию «Бейтар», хотя не состоял в ней. Самого Жаботинского я впервые увидел в 1929 году. Родители с радостью узнали, что он приезжает в Ригу с лекциями на русском языке, и мы поехали слушать его».

Эта лекция решила многое… Барух становится активным членом «Бейтара. А Зеэв Жаботинский — его кумиром на всю жизнь.».

Отрывок из его книги:

«Рижский «Бейтар» был рад моему возвращению, и я вскоре вошел в его руководство. К этому времени всемирный «Бейтар» стал разветвленной обширной сетью, которая влияла на многие области еврейской жизни. Отдел обороны, например, занимался  военной подготовкой молодежи. Сельскохозяйственный отдел посылал ребят на фермы «Бейтара» перед их репатриацией в Эрец-Исраэль. Были также отделы культуры и спорта, отдел по обучению ивриту, отдел координации всех структур. И финансовый отдел, который два раза в год подводил экономические итоги и занимался сбором пожертвований.

Я стоял во главе отдела культуры. Мы организовывали лекции по различным темам. География, история, основы сионизма…Лекторами нашими  были люди, стоявшие у истоков рождения «Бейтара». Среди них, Меир Гроссман – правая рука Жаботинского, и Зелик Соскин. Зелик хорошо запомнился мне не только активной деятельностью в Риге, но и после – в Израиле. Он имел отношение к «наарийской истории». Он боролся против  планов включения галилейского города Наария в район, выделяемый под территорию, предназначенную для арабов. Этот город был основан немецкими евреями. А когда Соскин все-таки смог переломить бюрократическую машину, то он послал телеграмму жителям города на немецком языке о том, что Наария остается в наших руках.

Многие лекции вел я сам. В группу, которой я руководил, входило порядка тридцати молодых людей. Носили мы  форму «Бейтара» — коричневого цвета,который ассоциировался с цветом земли Израиля. Так было предложено Жаботинским, и цвет этот не поменялся даже после прихода к власти в Германии нацистов, использующих похожую окраску для формы.»

Баруху Минковичу пришлось несколько раз общаться с Жаботинским, и сила личности этого человека до сих пор в его памяти. В последний приезд его в Ригу Барух был среди встречавших на вокзале. Никто тогда не мог подумать, что через год лидера «Бейтара» не станет.

А время бежало к «роковым – сороковым»… Наступил 1940 год. Советская армия вошла в прибалтийские страны. Барух в эти летние дни руководил лагерем для еврейских подростков, юных активистов «Бейтара». Лето обещало ребятам много интересных дней и открытий. Но тем летом в Латвию вступила Красная армия. Все изменилось…

Барух Минкович описывает этот эпизод в книге: «Приговор — смертная казнь»:

«В июне 1940 года был организован летний лагерь для молодых членов «Бейтара», и я был назначен его руководителем. Мы сняли большой дом под Ригой, в поселке Руфаж. И я набрал штат инструкторов, среди них была Фрида, которую специально на летний сезон освободили от ее постоянной работы секретарём фонда «Тель-Хай».

Пятьдесят подростков 11 -17 лет  проводили  то последнее мирное лето в нашем лагере. Трехразовое питание, игры, путешествия, спортивные соревнования, поездки на сельскохозяйственную ферму «Бейтара». Программа была насыщенная и интересная. Родителям это стоило символическую цену. В эти дни произошло событие, о котором я обязан упомянуть. Красная Армия вошла в Латвию. Возникли беспорядки на улицах Риги. Некоторые еврейские коммунисты встречали советские танки цветами и объятиями. Это очень повлияло на мнение латышей о том, что именно евреи стояли у истоков смены власти в стране. Тут и там происходили нападения на евреев.

Сразу после оккупации Латвии советскими войсками мы связались с представителями Красной Армии, которые вошли на территорию поселка, где был расположен наш лагерь, и попросили сохранить нам автономию. К счастью, русские не задержались надолго в этом районе, они двигались в сторону Риги, и мы смогли относительно спокойно продолжить функционировать. В связи с новой политикой пришлось прекратить обучение сионизму.

А в это время в Латвии специальная комиссия занялась сворачиванием деятельности всех политических движений, не имевших отношения к коммунистической партии. Я должен был предстать перед этой комиссией. После моего доклада лагерь было решено не расформировывать, но поменять руководство. Об этом нужно было сообщить воспитанникам лагеря, которых мы собрали в общем зале. Члены комиссии по образованию рассказали ребятам об изменениях, которые произошли в Латвии. Я добавил, что  не смогу больше заниматься их воспитанием в сионистском духе, и что у новых руководителей  лагеря – свое политическое направление.

Один из членов комиссии прочитал им целую лекцию об актуальном политическом положении. Это была настоящая агитка в духе коммунистических листовок. Он рассказал ребятам, что до сих пор их использовали империалисты в своих интересах, а интересы эти были направлены против рабочего класса. А нынче в стране наступает всеобщее равенство,  — сказал он и добавил, что теперь еврейские ребята будут воспитываться вместе  с детьми латвийских пролетариев, у всех будут одинаковые права и не будет  никакой необходимости покидать Латвию и отправляться в Палестину.

В конце своей речи член комиссии попросил встать тех воспитанников лагеря, которые не заинтересованы оставаться в нем. Эта было удивительное мгновенье! Встали все ребята, от мала до велика. Наступила длинная пауза. Ее прервал  член комиссии, который должен был возглавить лагерь, но остался без единого воспитанника. Он сказал:  «Ваше воспитание дало глубокие корни в их сердцах».

«Они присоединились к молодежному сионистскому движению совершенно добровольно», — возразил я.

Не знаю, понял ли этот человек, что трудно ожидать от наших ребят готовности идти по дороге, ведущей к «светлому будущему», и вряд ли можно рассчитывать, что они пополнят ряды пионеров и комсомольцев.«.

И все же все сионистские организации были закрыты. Но Бейтар никогда не прекращал своего существования.

betar5 185GO3_

Сегодня «Бейтар» — идеологически правая молодёжная организация, не связанная с какими-либо политическими движениями или партиями. В 24 странах насчитывается порядка сорока тысяч человек, в  Австралии, в Латинской и Северной Америке, в центральной Европе, на территории бывшего Советского Союза, в Турции.

buNoEDCrlgw 800px-Betar_telchai

Во время теракта в Стамбуле, взрыве двух синагог в погиб охранник одной из синагог. Он был бейтаровцем, инструктором отделения, и хоронили его на глазах всего города и всей еврейской общины в бейтаровской форме.

И интересно, насколько разные ответы получаешь от израильской молодежи на вопрос о значении слова  «Бейтар». Вспоминают иерусалимскую футбольную команду, религиозное поселение в Гуш Эционе, древнюю крепость — оплот бойцов Иудеи. И немногие знают об этой организации, сплотившей тысячи молодых евреев в те, уже далекие годы.

А у настоящих Бейтаровцев День Независимости Израиля — каждый день. Над домом Баруха  Минковича бело-голубой флаг развевается целый год.

114 (Medium)

 

«Бейтар» — не только футбольная команда: 2 комментария

  1. Вита

    Добрый день! Спасибо за статью. Я работаю в музее Рижского гетто в Латвии и мы готовим выставку, посвященную Бейтару. Можно ли как-то связаться с родственниками Баруха Минковича? буду благодарна, если напишете на мейл. спасибо! Вита, vita.shaldova@gmail.com

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s