Он ушел, даже не перейдя рубеж сороколетия. Киев. Гастроли. Остановка сердца. Это случилось 3 марта 1981 года.
Не случилось ему состариться и сыграть еще много — много ролей. И остался он в памяти зрителей тем Далем из уже далеких семидесятых…
***
Непростой человек. Эдвард Радзинский писал о нем:
«Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…»
Впрочем, творческие люди, наверное, должны быть такими. Чтобы жить и в творчестве по максимуму.
Так о нем отзывался Вениамин Каверин:
«Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своём собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен.»
И так писал о нем Анатолий Эфрос, которому пришлось много работать с Олегом Ивановичем:
«Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Всё чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь.
В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал — против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств.
…Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а плёнка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное.»
Это Анатолий Эфрос помог Далю исполнить мечту детства. Он мечтал сыграть Печорина. Еще в школьные годы, прочитав «Героя нашего времени» Даль решил, что станет актёром и когда-нибудь сыграет главного героя повести. В 1975 году Эфрос предложил ему роль Печорина в телеспектакле «По страницам журнала Печорина».
А его — мальчик Купидон… :)) Ну как забыть?
И одновременно с огромной любовью к своему делу, Даль не бросался навстречу каждой роли. Например, он отказался от приглашения сниматься в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», в фильме «Экипаж», не любил свою работу в фильме «Земля Санникова», которые покорил миллионы зрителей. Был самим собой и это право «быть самим собой» не уступал никому…
А он еще и писал стихи… вот — одно из них. О нем, и о людях похожей судьбы…
***
Почему я люблю вот эти
Затворённые дворы…
Там теперь не играют дети
И не точатся топоры.Не метёт метель спозаранку,
Не кружит на снегу трико,
Не хрипит по утрам шарманка,
И не пахнет прокисшим вином.Это было дано и недавно…
Скрип саней, хрип коней,
Серых стен полотно,
А на них, как в японском театрике,
Одинокие тени людей.Почему же мне так хорошо
Упираться взглядом в стену?
Может время моё пришло?
А сейчас моя память в плену?!
Недовыстроенный витраж…
Так похожий на пелену…
настоящее что, мираж?..Так я жил, умирал и страдал,
Забираясь на свой этаж.
***
И еще два стихотворения, написанные человеком особого душевного склада:
Ночь весенняя лунная-лунная. Никого - И холодная тишина. А под арками семиструнными Шепот, Шепот и запах вина. Вот и черный забор Извернулся змеей, Притаился, как вор, Как туман над землей. А напротив В далеком доме На решетчато-лунном балконе Девушка танцевала В красной, как краска, Блузке. Ах, как ей узко-узко, Словно в железной Маске. Я музыку смутно гадал - Ту, что ее кружила. И страшно. И страшно. Я вдруг увидал На плечиках блузка сушилась И ветер ее трепал.
Дорога Дорога Обочина Ночь Стеклянный туман Звенящий бетон Скрипящий уклон и Деревья Деревья Летящие прочь Непрочность колес И воздуха стон Вверху одиноко Повисла звезда Внизу у дороги Кошачьи глаза
Светлая Память Олегу Ивановичу Далю.
Вспомнить Олега Даля и его роли…
Великий актер!
Спасибо, что напомнили! Потрясающий актёр, словно с другого мира…
Да, да! Именно так…