9 мая завершилось. Но я все же должна поделиться с вами этой историей. Потому что обещала ему, что расскажу.
Вчера я возвращалась с торжественной церемонии в честь Дня Победы, возвращалась через парк, но в такой хамсин и там было невыносимо жарко. А чтобы дополнить вам картину, лишь скажу, что у меня в этот чудесный и светлый момент, развалилась босоножка. То бишь подошва оказалась сама по себе. Вообщем, иду и хромаю, чтобы как то удержать равновесие, зрелище еще то получается, благо людей немного вокруг.
А навстречу мне по тропинке едет журналистская удача. )) То есть, я не сразу понимаю это, а просто вижу такой электромобильчик, а в нем старичок весь празднично-девятимайский, в наградах. Понимаю, что на торжество старичок уже опоздал, поздравляю его с праздником и сообщаю об этом. А заодно мы и познакомились.
Знакомьтесь и вы. Зовут дедушку Матвей Кац. И история его юности показалась мне настоящим рассказом…Пришлось мне на одной ноге все выслушать и постараться запомнить.
Вырос Матвей в Житомире. Родился он в 1927, к началу войны, было парню – 14 лет. И был он совсем не маменькин мальчик, заводной, быстрый, прыткий. Дома такого не удержишь. А у мамы еще три малышки на руках, семи, пяти и трех годиков. И вот когда началась война, отца мобилизовали в армию, а мама решила, что будет собираться в дорогу. Не останется она с детьми в Житомире, Матвей ни за что не захотел уезжать и сбежал из дома. Сижу я и думаю, чтобы я сделала в этой ситуации… Страшно даже ставить себя на место этой женщины, на минуту даже.
Но ее выбор спас жизнь ее семье. Не найдя сына, понимая, что немцы уже на подходе, она решила уехать с маленькими дочками. Матвейка вернулся домой все-таки, но мамы там уже не было. А тут и немцы зашли в город. А куда деться. Спрятался мальчишка на чердаке своего дома. Да только не спасли родные стены. Одна из соседок указала на его тайник и подробно объяснила, кто он по национальности.
В июле 1941 года решился вопрос житомирской еврейской общины. Их расстреливали ежедневно группами, женщин, стариков, детей. Шли дожди, группу евреев везли на грузовике, который застрял на лесной дороге. Немцы велели несчастным людям толкать грузовик, чтобы вытащить его из трясины. Матвей воспользовался замешательством и сумел убежать в лес. Он слышал выстрелы за спиной, но они не достигли цели. Бродил несколько дней, пока не вышел к какой-то крестьянской избе. В ней проживала одна женщина, человек она была получше соседки семьи Матвея Каца. Она накормила мальчика, дала ему с собой еду, кусок сала и хлеб и посоветовала не идти на Киев, как думал Матвей, а идти в противоположном направлении.
Ему повезло. Повезло не погибнуть в том расстрельном лесу. Повезло присоединиться к отступающим солдатам, оказаться в тылу, в детском доме и даже суметь найти свою маму с сестричками, которые были эвакуированы в Сталинградскую область и соединиться с семьей.
Добавив пару годков, Матвей в 1943 сумел добиться призыва в армию. Так что боевым крещением для него стала Сталинградская битва. Закончил войну он в Кенигсберге. И было парню всего 18.
В Израиле он с середины девяностых, вырастил дочерей. Старшей, к сожалению, уже нет в живых. Встретила я его с «метапелет», приятной пожилой и терпеливой дамой. Мне показалось, что он в надежных доброжелательных руках.
Вот такой дедушка встретился мне 9 Мая в старом парке. Очень обрадовался, когда узнал, что я журналист. Недоверчиво переспросил несколько раз, на самом ли деле я поставлю его фотографию, чтобы и другие увидели. Я ему пообещала. Сфотографировала его.
ЛИНОЧКА КАКАЯ СЛАВНАЯ ВСТРЕЧА! Сложная но ТАКАЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ СУДЬБА! Мазаль ТОВ ИЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЬЯ МАТВЕЮ КАЦУ! УДИВИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА И СУДЬБА!( а туфельку удалось починить???