Цвие Рибан 67 лет. Обычно в этом возрасте женщины могут позволить себе чуть вздохнуть от насыщенной жизни: дом-работа-дети. Дети выросли и приходят в гости, иногда можно отправиться и понянчить внуков, а затем вернуться домой, к размеренному образу жизни. Еще не старушка, но «осень» уже тут…
А Цвие Рибан некогда. Ей некогда спокойно любоваться природой, ездить с друзьями на экскурсии, неторопливо читать любимые книги или смотреть интересные передачи. Да, Цвие – 67 лет. И она молодая мама. И ее девчонки требуют всего ее внимания, ее заботу, ее руки, ее взгляд, ее сердце и душу.
Ей некогда. И, наверное, это тоже хорошо. Потому что некогда думать и жалеть себя. И думать о нем, о своем мальчике. Нет, это неверно. Цвия думает о нем, ежедневно, но боли в сердце не дает разрастись, она нужна здесь, она нужна здоровая и сильная своим девчонкам. Цвия Рибан. Мама Эльада Рибана…
***
О масштабах трагедии на Кармеле, случившейся в декабре 2010, говорят следующие данные. За тридцать предыдущих лет в стране было зафиксировано 500 пожаров, которые уничтожили три тысячи гектаров земли. Один декабрьский пожар 2010 года уничтожил лес на площади 5000 гектаров, погибли 4 миллиона деревьев, сгорели животные… Флоре и фауне этого красивейшего северного лесного массива был нанесен огромный (а может быть, и непоправимый) ущерб.
Но всегда, главные потери — это люди…
Список погибших в пожаре на горе Кармель:
- Дани Хаят, сотрудник пожарной охраны, 35 лет, из Афулы;
- Джалаль Бисан, офицер ШАБАС, 29 лет, из Кфар-Джата;
- Аува Томер, бригадный генерал полиции (посмертно), начальница полиции Хайфы, 52 года;
- Давид Навон, водитель автобуса, 48 лет, из Нес-Ционы;
- Ури Самандаев, пожарный, 27 лет, из Мигдаль ха-Эмека;
- Уриэль Малка, офицер ШАБАСа, 32 года, из Карней-Шомрона;
- Хен Кфир, офицер ШАБАСа, 35 лет, из Ган-Явне;
- Авирам Леви, офицер ШАБАС, 32 года, из Тверии;
- Мориц Леви, офицер ШАБАС, 32 года, из Тверии;
- Ханан Охайон, офицер ШАБАСа, 31 год, из Нацрат-Илита.
- Осама Наамне, офицер ШАБАСа, 31 лет, из деревни Арабе;
- Эфрат Коэн, офицер ШАБАСа, 35 лет, из Раананы;
- Илья Лангман, офицер ШАБАСа, 31 год, из Нагарии;
- Ави Ноах, офицер ШАБАСа, 34 года, из Иерусалима;
- Рафи Алкалай, заместитель начальника тюрьмы, 44 года, из Лапида;
- Павиола Бохадана, заместительница начальника тюрьмы, 48 лет, из Нес-Ционы;
- Владислав Рахамимов, офицер ШАБАС, 30 лет, из Беэр-Шевы;
- Дмитрий Козлов, заместитель начальника тюрьмы, 45 лет, из Беэр-Шевы;
- Ицхак Мелина, майор полиции, 46 лет, из Хайфы.
- Эльад Рибан, 16 лет, доброволец из Хайфы;
- Инбаль Амойэль, офицер ШАБАСа, 26 лет, из Димоны;
- Ронен Перец, офицер ШАБАСа, 34 года, из Ашкелона;
- Рои Битон, офицер ШАБАС, 29 лет, из Кирьят-Гата;
- Васим Абу Риш, 32 года, из Ярки.25. Эйяс Наджиб Сархан, 30 лет, из Маджара;
- Рами Исраэли, офицер ШАБАС, 33 года, из Беэр-Шевы;
- Лиор Бокер, бригадный генерал полиции (посмертно), 56 лет, из Пардес-Ханы;
- Ярон Барми, офицер ШАБАС, 31 год, из Мабуим;
- Шимон Даян, офицер ШАБАС, 28 лет, из Кармиэля;
- Дмитрий Герштейн, офицер ШАБАС, 27 лет, из Тель-Авива;
- Хагай Панкер, офицер ШАБАС, 31 год, из Иерухама;
- Таня Ленская, офицер ШАБАС, 23 года, из Ашкелона;
- Айяла Эфрах, офицер ШАБАС, 28 лет, из Кирьят-Яма;
- Кирилл Дарман, офицер ШАБАС, 28 лет, из Афулы;
- Топаз Эвен Хен Кляйн, офицер ШАБАС, 28 лет, из Реховота;
- Маор Ганон, офицер ШАБАС, 27 лет, из Ган-Явне;
- Якир Свиса, офицер ШАБАС, 26 лет, из Димоны;
- Кфир Охана, офицер ШАБАС, 30 лет, из Офакима;
- Сиум Цаги, офицер ШАБАС, 31 год, из Нетивота;
- Хагай Джорно, офицер ШАБАС, 28 лет, из Кирьят-Гата;
- Ошрат Пинто, офицер ШАБАС, 26 лет, из Цфата;
- Шади Бибер, офицер ШАБАС, 35 лет, из Джата;
- Тапаш Адель, офицер ШАБАС, 33 года, из Бейт-Джана;
- Визель Орен, офицер ШАБАС, 31 год, из Кирьят-Бялика;
Светлая память!
***
Двадцатым в этом трагическом списке стал Эльад Рибан. Самый молодой среди погибших. И в тот день, 2 декабря 2010 года, рухнул привычный мир Цвии. Центром этого мира последние шестнадцать лет был Эльад. Дитя, наполнившее жизнь Цвии смыслом, о котором она мечтала.
Эту фотографию я сделала нынешней весной, встретив Цвию на церемонии Дня Памяти в хайфской школе «Реали». Здесь учился Эльад.
Эльад родился в октябре 1994 года в семье Цвии и Эмиля Рибан. Эмиль работал инженером в Технионе, а Цвия — врачом в медицинском центре «Кармель». Мальчик появился на свет после многих лет неудачных попыток и разочарований. Цвия мечтала о ребенке, но столкнулась с большими трудностями по дороге к исполнению своей мечты.
Цвие было около сорока лет, когда, наконец, родился он, долгожданный сынок. «Когда Эльада впервые после рождения принесли в палату, и он посмотрел на меня, мне показалось, что мы давно знаем друг друга, — рассказывает Цвия, — я поняла, что у меня с ним будут особо близкие отношения…»
Во имя ребенка Цвия отказалась от карьеры хирурга, которая требовала много сил и сосредоточенности. Этих сил и внимания требовал и маленький человек, самый дорогой в ее жизни… И она перешла на административную работу в медицинской кассе «Клалит».
А мальчик рос, как и все дети, доставлял маме много забот. Но в первую очередь, много радости! О том, каким он был, Цвия не забывает ни на минуту. Он был серьезным не по годам, одновременно с этим добрым и светлым мальчиком, спешившим на помощь ко всем, кто нуждался в ней. И это не громкие слова. У него было невероятно развито чувство справедливости, с которым жить ребенку непросто. А маме он стал другом сразу и на всю свою короткую жизнь. «Он был мой ученик и мой учитель», — говорит Цвия.
Она и сейчас может закрыть глаза и увидеть, как Эльад возвращается после школьных экскурсий домой. Обычно дети сразу бегут общаться с друзьями, спешат к компьютеру. А Эльад мог до поздней ночи делиться впечатлениями с мамой, он рассказывал, а она любовалась им…
А в десятом классе учащиеся израильских школ выбирают один из вариантов участия в персональном профессиональном проекте. Это может быть детский сад или дом престарелых, помощь инвалидам или волонтерство в службе «Скорой помощи». Но Эльад выбрал пожарную охрану. Цвия удивилась такому неожиданному выбору сына. Хотя мальчик был сильным и активно занимался карате, он казался сдержанным, тихим парнем. Но Эльад искал в волонтерской деятельности не тихую заводь, а то место, где сможет проявить мужские черты характера. Кроме того, в будущем Эльад Рибан мечтал стать военным летчиком. Ему казалось, что именно в пожарной службе он сможет сделать первый шаг навстречу этой мечте… Родители знали о ней. С раннего детства он любил все, что связано с самолетами, первые самолетики делал из бумаги, отправляя их в полет, а в будущем собирался изучать в Технионе аэронавтику. Родители, видя увлечение сына, купили ему авиационный тренажер – авиасимулятор, который он освоил, научившись взлетать и приземляться.
Но наступил четверг, 2 декабря 2010 года, Эльад утром ушел на занятия, он учился в одной из лучших хайфских школ – «Реали». В часы полудня стали поступать известия о большом пожаре в лесу Кармель. Мальчик позвонил маме и попросил срочно привезти свою пожарную форму и не забыть высокие ботинки и каску. «Приезжай быстрее, — сказал сын, — а то я все пропущу, и пожар потушат раньше, чем я доберусь туда».
Если бы Цвия знала. Но как можно было предвидеть непредвиденное?
Она только хотела помочь сыну, поддержать его в желании быть востребованным. И она, конечно же, привезла ему в школу и форму, и ботинки, и каску. И не только привезла… Она и отвезла сына на трассу, где его подобрала полицейская машина, чтобы отвезти к пожарной части. Он поправил на себе одежду и ушел, собираясь через несколько часов вернуться домой. Это был последний раз, когда Цвия видела сына.
16-летний Эльад тушил пожар вместе с Дани Хаятом и Ури Самандуевым. Около трех часов дня они втроем находились на участке между перекрестками Дамон и Бейт-Орен, борясь там с огнем. «Им пришла команда перейти на другой участок, — рассказывает Цвия, — но они вновь вернулись на эту дорогу, очевидно, считая, этот участок особенно важным».
В какой-то момент за пожарным автомобилем возник огненный столб, блокировавший дорогу. И пожарные свернули и поехали к тому роковому повороту, куда прибыл автобус с курсантами и хайфские полицейские. Они все оказались в огненной западне. 44 человека. Некоторые из них пытались спастись, прыгнув в глубокое ущелье. Среди них был и Эльад, но огонь догнал и там. Ловушка оказалась смертельной…
Это самое трудное, для Цвии – представлять его последние минуты. Она старается не плакать, но не может сдержать слез. Цвия уверена, что он думал о ней, что звал на помощь, как часто люди делают в критические мгновенья, произнося самое дорогое слово: «мама». Она думает – он понимал, что не выйдет из этой западни, но все-таки боролся до последней минуты. Впрочем, Цвия предпочитает не думать об этом, понимая, что все равно не узнает истину.
Незадолго до трагедии сын подошел к ней и сказал, что ему приснился сон, но он не хочет его рассказывать маме. Цвия удивилась. Так было впервые, но уважая сына, не настаивала. Теперь она часто думает о том, что никогда не узнает, что так взволновало ее мальчика.
А в доме семьи Рибан после 2 декабря 2010 года наступила тишина. Мертвая тишина. Самая страшная… Сначала Цвия хотела умереть, потому что без Эльада жизнь потеряла смысл. Хотелось сесть в автомобиль и, не нажимая на тормоза, просто соскользнуть в глубокую пропасть. Холодильник был пуст, если близкие друзья не приходили и не занимались ее бытом, сама Цвия не интересовалась ничем. Кончился воздух, и новый не поступал. У нее хватало сил только на то, чтобы читать книги о переселении душ и думать об Эльаде.
Но в какой-то момент жизнь все-таки победила. Была годовщина, первая годовщина со дня пожара, проходили траурные церемонии, вспоминали ее мальчика. И вдруг она поняла, что Эльад не только ее сын, он – герой. Человек, отдавший жизнь во имя борьбы за жизни других людей, в борьбе с беспощадной стихией.
Цвия стала выступать перед школьниками, рассказывать о том, что произошло, она обратила внимание, что ребятам это интересно. И не только интересно, но и важно знать, что был такой мальчик, их сверстник…
И потихоньку Жизнь победила Смерть. Супруги Рибан задумались об усыновлении ребенка. Но очень быстро Цвия поняла, что не сможет воспитать ребенка, пострадавшего и оставленного родителями. Была мысль выносить дитя, но врачи были категоричны: беременность могла стать слишком опасной для здоровья Цвии и плода. И тогда возникла идея материнства с помощью суррогатной матери.
Эта мечта воплотилась в жизнь. Весь период ожидания Цвия и Эмиль держали в секрете свои планы и надежды. Женщина, которая взялась стать суррогатной матерью, знала о семейной трагедии. Ранее суррогатными матерями по закону могли стать только незамужние женщины или матери-одиночки. Но это была тридцатилетняя замужняя жительница центра страны. Весь период ее беременности Цвия и Эмиль поддерживали теплые отношения с ней, и ждали чуда, которое вернет в их дом жизнь…
Чудо произошло. Двойное! В 57 лет Цвия стала мамой двух близняшек, которым дала имя в память об их старшем брате: Лиэль и Лиад. Светловолосые славные девчушки преобразили все, стерев черные краски, которыми была наполнена палитра судьбы Цвии Рибан. Вместо них появилось много розового, веселого, яркого, а еще появилась любовь, которая, оказывается, не умерла. Цвия не скрывает, что хотела мальчика. Она мечтала, чтобы он был похож на Эльада, чтобы своим внешним видом и своим поведением напоминал его, заполнив пустое пространство.
А появились две девчонки! Поначалу узнав, что будут девочки, Цвия изумилась и даже испугалась. Как она будет справляться с непривычными бантиками, платьями и куклами…
Когда-то она мечтала о дочери, но родился Эльад и стал ей самым дорогим человеком. Однако со временем Цвия нашла много светлого в воспитании девчонок, непосредственных, нежных и шаловливых одновременно.
И больше не возникает необходимости сравнивать их со старшим сыном. Цвия говорит, что Эльад был обычным мальчиком, и в каждом человеке могут быть его черты характера. Так, Лиад спокойная и усердная, как он, а Лиэль любопытная, пытается узнать истину во всех случаях, и Эльад был таким…
А Цвия теперь просто живет… Живет каждый день, каждый миг, чтобы быть рядом с ними. Огонь не смог уничтожить любовь и надежду. В ее доме вновь детский смех. А главное, он наполнен смыслом, без которого жизнь была не-жизнь…
А новая противопожарная эскадрилья в нашей стране теперь носит имя «Эльад», в память о 16-летнем мальчишке, по зову сердца отдавшем свою жизнь, пытаясь спасти других…
Какой героический юноша Эльад Израиль и семья могут гордиться Рада что в семье случилось такое чудо) Удивительно и радость маме и папе Светлая память Эльаду)