«Слово «счастье» похоже на «сейчас», а потому оно не может быть чем-то постоянным»
Правду сказала Людмила Марковна. Одно из самых непостоянных состояний души — это состояние Счастья. Каждый это познает, в разные дни и минуты своей жизни.
И счастье бывает разное… Наверное, главное — уметь радоваться Жизни, несмотря и вопреки…
Невозможно равнодушно относиться к этой актрисе, подарившей нескольким поколениям зрителей назабываемые образы, начиная с юной «Карнавальной Ночи» …до великолепных «Старых кляч». В этом фильме я особо люблю кадр, где Людмила Марковна первой из замечательного звездного квартета запевает «Тум балалайку» на идиш. Словно только и делала, что пела на этом языке…
А еще были «Соломенная шляпка», «Пять вечеров», «Вокзал для двоих»…
Как-то в интервью она сказала, вспоминаю юность: » Жаловаться мне на свою судьбу — грех. Ну а то, что жизнь — терпение, ожидание, борьба с депрессией, постоянной или периодической, глубокой…
Я родилась в такой семье, где не слышали ни о 37-м годе, ни о чем таком. Где-то далеко враги народа. В 10-м классе дело врачей, евреев. Почему евреи? Моя подружка Любочка Рабинович — до сих пор ближе нет. И больше ведь никого, кто знает: Люся Гурченко, Марк Гаврилович, Елена Александровна, Клочковская 38… »
А здесь собраны цитаты и мысли Людмилы Гурченко, высказанные ею в разных ситуациях. По разным поводам. Могу сказать одно. Чувствуешь каждым нервом, что слова эти искренние, что иначе не умела она. Даже если больно кому -то, даже, если больно самой.
«Аплодисменты дают тебе крылья. Аплодисменты жидкие их убирают. Когда слышишь стук собственных каблуков – провал. Если я стучу и не слышу ничего – это прекрасно».
«Кино – это моя жизнь. Когда я вхожу в маленький задымленный павильон, где ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, где пахнет смесью дыма, опилок и клея, понимаю: вот он – рай!»
«Половина жизни позади, а тоска по мужской ласке и желание просто прижаться к крепкому плечу, так и не реализованы»
«Мне никогда не удавалось влюбиться в богатого человека. Я без чувств не могу, а если их нет, то и насиловать себя не надо! Если попадался кто-нибудь настырный, то я так отвечала ему взглядом, что он отлетал на несколько метров»
«Если мой любимый человек мне изменяет, значит, считает меня ничтожеством, а если я ничтожество, значит, он тоже ничтожество, потому что он меня выбрал. В таких случаях я просто уходила… навсегда».
«Считаю, что учить других можно не нотациями, а только собственным примером»
«Вот тут я уже поняла, что такое и одиночество, и что такое, когда тебя ох, ах. А потом отворачиваются»
«Возраст — это когда один за другим уходят твои друзья, коллеги…»
«Меня запомнили по «Карнавальной ночи» — жизнерадостной, веселой. Я пришла на экран счастливой и оптимистичной! Мне казалось: ничто меня не сможет сломать, я обязательно прорвусь! И депрессия никогда меня не коснется. Но этого человека из моих ранних фильмов больше нет» (Из интервью «Российской газете»)
«Но я с юности привыкла тянуть тяжелый камень из колодца. Подниму его, а он опять норовит вниз… Это со стороны я смотрюсь эдакой веселой, вечной счастливицей и всегда в хорошем настроении. Я понимаю, что люди именно этого от меня и ждут. Но я не помню даже трех недель в своей жизни, когда могла расслабиться»
«Женский организм — это вам не гармонь: потолстею — похудею, потолстею — похудею…Надо держать себя в руках. Я до сих пор помещаюсь в одежды, в которых снималась у Рязанова в «Карнавальной ночи»
«Когда я была в подходящем для экстравагантности образе, страна была — «коммунизм плюс электрификация всей страны». Нельзя было ничего. А сегодня можно! Но все равно, обязательно найдется тот, кто скажет, что Гурченко опять что-то не то надела»
«…Правильное питание? Перед интервью вот съела большую булку с маслом. Это моя любимая еда с детства. Холестерин? Понятия не имею».
«Наверное, дело в том, что в какие-то моменты у женщин полностью отключается голова. И тогда диктовать поступки начинает другая часть тела»
А как просто она представляла Счастье.
«Что такое счастье. На разных этапах жизни счастье – это влюблена, имею успех, нравится, я нравлюсь, я то, то, все такое. А потом счастье, когда ты уходишь из дома на любимую свою работу, любимее и радостнее ничего в жизни нет. И усталая, измученная, отдавшая все потенциальному зрителю, который придет через какое-то время в кинотеатр, ты идешь, бежишь домой, потому что там счастье, там тепло, там радость, там тебя ждут».
И какой видала образ Женщины.
«Нельзя быть женщиной по команде режиссера: «Будьте женщиной!» Да хоть ты в трусах выйди — все равно ты не женщина. А можно закутаться в паранджу по самые уши — а зал будет все равно трясти, потому что вышла — женщина! Особое существо!»
А выбрала она себе простой принцип в жизни:
«Плюют в спину – иду вперед»
***
Потому что была Женщиной во всех отношениях. Особым существом.
Она ушла в разгар весны 30 марта 2011 года. Похороны состоялись 2 апреля. Вопреки желанию актрисы быть похороненной рядом с родителями и внуком Марком на Ваганьковском кладбище. Людмила Гурченко была похоронена на Новодевичьем рядом с Олегом Янковским и Вячеславом Тихоновым.
Ее женские образы остались. И «Тумбалалайка» тоже звучит… и «Пять минут» все еще поются…