Время не залечивает все раны. Может быть притупляет остроту боли и горечи разлуки… Но не более. И остаются ушедшие родные в памяти, и возвращаются в минуты радости и грусти… Возврашаются всегда…
Два события, состоявшиеся в разных уголках Израиля, объединил этот маленький очерк.
Два года прошло с того дня, когда вся страна узнала о трагедии, произошедшей в трех израильских семьях. И каждый израильтяни почувствовал ее, как свою в те дни… Три паренька Нафтали Френкель, Гиль Ад Шеар и Эяль Ифрах были похищены в июне 2014 года в Гуш-Эционе террористами ХАМАСа, когда они пытались добраться автостопом с учебы домой. Террористы той же ночью убили еврейских юношей. Но страна не знала этого…Поиски продолжались две с половиной недели, пока не открылась страшная правда.
Об этом писалось очень много, невозможно забыть, что один из парней уже находясь в машине террористов, сумел дозвониться в полицию и прошептать, что он захвачен, но служащая приняла этот звонок за розыгрыш, которыми молодежь иногда балуется… И только на утро полиция занялась поисками ребят.
Два года прошло… Каждая семья пытается справиться с этой трагедией по своему. Ирис Ифрах знает, что ее мальчик уже никогда не ответит и продолжает посылать ему сообщения по WhatsApp, рассказывать что-то, как делала это в последний день 12 июня 2014… А его место за субботним столом так и пустует с тех пор.
Рейчел Френкель, говорит, что не может начать день, не может заниматься делами, не представив лицо своем мальчика, не поговорить с ним.
Бат Галим Шеар так же начинает день, спрашивая о чем-то сына, зная, что ответа не будет… И еще не так давно, в день рождения сына Бат Галим угощала всю страну его любимым печеньем… Мне тоже пришлось его попробовать.
Об этом удивительном проекте памяти я писала в очерке: «Сладкие воспоминания со слезами на глазах»
Они остались вместе, три мамы без сыновей…
А несколько дней назад родители Эйля Ифраха получили его аттестат зрелости, который парень так и не успел увидеть. В последний год школьных занятий он перешел в одну из школ Бат-Яма, в которой занимались многие сложные ребята. Перешел в рамках участия в движении «Эзра», которое объединяет многих ребят из семей «вязаных кип», а цель этого проекта — поддержать ребят из неблагополучных семей.
И там состоялась церемония вручения аттестата зрелости, который он так и не увидел. В каждой семье это радостное событие, а в семье Ифрах — со слезами на глазах. Нужно добавить, что Нафтали и Гиль Ад не успели окончить школу, им было только шестнадцать…
***
А в другой семье тоже произошло такое же радостное событие, и тоже со слезами на глазах. Даже, когда эта красивая яркая девушка старается улыбаться в объектив и ее все поздравляют с окончанием учебы, получением среднего образования, началом новой взрослой жизни… Все поздравляют… Кроме мамы…
Ренана, дочь Дафны Меир, защитившей своих детей от ножа убийцы, пришедшего в ее дом, и погибшей на пороге дома.
Это случилось в январе 2016 года. Ее не стало 17 января, Дафны Меир, жительницы поселка Отниэль, расположенного на Южнохевронском нагорье. Она защитила вход в свой дом, но не смогла защитить свою жизнь. Одна — перед ножом террориста.
Остались шестеро детей. Они будут ухоженными, сытыми, досмотренными… Я уверена, что с замечательным отцом и добрыми людьми вокруг — ее дети не останутся на обочине жизни. Но… Это дети без мамы. И вчера ее старшая дочь Ренана конечно, вспоминала Дафну, и те дни, когда они были вместе… А Дафне и ее семье я писала в очерке: «Без мамы…»
Пусть они растут в мире и согласии, понимании и радости. Такими бы хотела их видеть мама…Натан, муж Дафны благословил свою дочь:
«Доченька, я знаю, как ты хотела, чтобы рядом с тобой была мама…
Сколько света ты приносишь в наш дом, в нашу жизнь, несмотря ни на что. Я знаю, как тяжело тебе, но каждое утро ты выбираешь жизнь, выбираешь продолжать свой путь. Представляю, как мама радовалась бы сегодня увидеть тебя с аттестатом зрелости, мы сидели бы вместе в кафе и отмечали этот маленький праздник в нашей семье…
Дочь,пусть бережет тебя Всевышний. Люблю тебя. Папа.»
Два аттестата зрелости… Знаете, что главное в этих двух маленьких событиях в двух разных семьях, не знакомых между собой?
То что семья Ифрах и семья Меир, не замкнулись в своем горе, выбрали продолжение Жизни… Несмотря и вопреки…
Светлая Память их родным.
И много мужества!